Тундровая ветеринария для северного оленя: уход и забота в полевых условиях
Борьба за поголовье со шприцом наперевес
29 апреля 2024Болезни обеспечивают более 60% непроизводственных отходов оленеводства — животные умирают сами, заражают остальное стадо, их нельзя есть и перерабатывать в полезные продукты. Об этом пишут в книге «Болезни северных оленей» ученые Казановский Е.С., Карабанов В.П. и Клебенсон К.А. Список опасностей для животных весьма широк. Это болезни, вызываемые насекомыми, разнообразные паразиты, некробактериоз, легочные заболевания, отравления, травмы и следующие за ними инфекции вместе с осложнениями, которые могут легко убить оленя, о котором вовремя не позаботились. Более того, ряд заболеваний могут нести опасность и для людей. Сибирская язва, бешенство, ящур, бруцеллёз с одинаковым удовольствием нападают на оленей и их хозяев, грозя целым регионам смертельно опасной эпидемией. Без ветеринара современное оленеводство невозможно, но его в тундре не так-то просто найти.
Ключевая проблема, о которой говорят специалисты, — миграционный характер северного оленеводства. В других отраслях животноводства подопечные ветеринара появляются в зоне доступа довольно часто (если мы говорим, к примеру, о быках ангусах, находящихся на свободном выпасе) или же вовсе спокойно стоят в стойлах. Олени же вместе с хозяевами совершают многокилометровые путешествия по тундре, и добраться до них может стать невыполнимой задачей. Более того, что можно сделать, стоя посреди бесконечной равнины с сотней-другой больных животных и, потенциально, не очень здоровых хозяев? Принимать жесткие, а иногда и жестокие меры, которые не нравятся никому — ни врачам, ни пациентам.
Для того, чтобы избежать подобных эксцессов, сегодня в российской Арктике ветеринары подстраиваются под сезонные миграции кочевых оленеводов, проводя обязательную вакцинацию стад. В определенные периоды года кочевники подходят к населенным пунктам относительно близко, так что можно установить переносной кораль и развернуть мобильный штаб. Да, специалистам по-прежнему приходится выезжать в тундру на вездеходах, но это мероприятие не идет ни в какое сравнение с экстренным путешествием на вертолете в безлюдные пустоши Заполярья. Так, в конце апреля 2024 года на Ямале выездные бригады врачей провели 80 тысяч анализов на бруцеллёз и привили 90 тысяч животных от сибирской язвы. Три новые выездные лаборатории позволили работать на месте — раньше анализы, взятые в чумах и палатках, доезжали до исследовательских центров лишь частично. При этом охватить все 630 тысяч оленей за один короткий этап не получается, так что ямальские ветеринары работают с начала весны и все лето, «ловя» кочевников на пересечении маршрутов.
В Мурманской области тоже работает выездная бригада, которая к началу апреля текущего года успела догнать 22 573 животных.
Второй способ проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий — это попасть на убойную кампанию. Ветеринары исследуют мясо, состояние животных и продуктов их переработки, составляя статистическую картину эпидемиологической ситуации в регионе. В Мурманской области на начало апреля не было выявлено заразных заболеваний среди текущего поголовья, но в субпродуктах, печени и почках, появилось большое количество тяжелых металлов. На стол они, естественно, не пойдут, а врачи займутся поиском проблемы.
Впрочем, все эти мероприятия оставляют открытым вопрос экстренной помощи оленеводам. Скорость реагирования самой быстрой из ветеринарных бригад может составить несколько суток — капризная погода и огромные расстояния в Арктике не щадят никого. Для того, чтобы у хозяев стад была возможность принять быстрые меры по помощи животным, Правительство ЯНАО запустило пилотный проект по раздаче ветеринарных наборов, специально подготовленных для работы в тундре. Для его получения требуется вести традиционный образ жизни, соблюдать правила ведения хозяйства (регулярно прививать и маркировать животных, платить налоги и т.д.), а также постоянно проживать на территории региона. Раздавать наборы будет Окружной центр ветеринарии, бесплатно и однократно. На реализацию проекта было выделено около 42 млн рублей. Предполагается, что современные препараты и инструменты позволят хозяевам быстро лечить своих питомцев на месте, предупреждая возникновение большой беды в зародыше.
Читайте также Дикие олени Таймыра: как спасти популяцию без ущерба для КМНС Экология против традиционного уклада?