Родовая община на Таймыре возрождает домашнее оленеводство в авамской тундре и одомашнивает овцебыков.
Морской порт Индига: каким он будет и что даст для развития Севморпути?
Осенью 2019 года началось проектирование морского порта Индига, расположенного вблизи одноименного поселка в Ненецком автономном округе. Глубоководный незамерзающий порт Индига станет одним из главных базовых пунктов Северного морского пути и приоритетным инвестпроектом для Ненецкой опорной зоны.
Идея о строительстве порта у поселка Индига обсуждалась еще в первой половине ХХ века. Уже в нашем столетии появился еще один замысел: сделать порт частью железнодорожного проекта «Баренцкомур» (магистраль Баренцево море – Коми – Урал) – суть его в том, что доставка грузов морем и железной дорогой становится единым логистическим циклом.
По разным причинам эти планы долгое время так и оставались планами. «Подступиться» к ним удалось совсем недавно: в 2018 году корпорация «АЕОН» заявила о начале реализации проекта по созданию нового морского порта.
Характеристики бухты Индига, где запланировано строительство, идеально подходят для организации крупного транспортного узла. Глубина моря у берегов достигает 18 метров, и это дает возможность принимать суда дедвейтом 100 тыс. тонн и более. Навигация – круглогодичная, что позволяет идти судам ледового класса без сопровождения ледоколов.
Само расположение бухты таково, что построенный в ней порт будет, с одной стороны, открыт для выхода судов в Атлантику и мировой океан по Северному морскому пути, с другой – есть все возможности для строительства примыкающей железнодорожной магистрали и транспортировки по ней грузов в порт и из порта. Реализация такого проекта существенно сокращает (на 350-400 км) и упрощает доставку грузов через Севморпуть до конечного покупателя, соответственно, и удешевляет ее. Эффективность использования судов ледового класса возрастает на 30%.
Как отмечается в генеральном соглашении о создании порта Индига, он станет крупнейшим портом-хабом для перегрузки международных транзитных грузов и фидерных линий на арктический лот для дальнейшей транспортировки по маршруту Европа – Азия – Европа.
Предусмотрена перевалка практически всех видов грузов, доставляемых сюда железнодорожным, трубопроводным, водным транспортом. Грузы в Индигу пойдут как из российских регионов на экспорт в Америку, Канаду, Европу, Китай, страны АТР, так и в обратном направлении.
В порту построят угольный и нефтеналивной терминалы, терминал для СПГ, универсальный перегрузочный комплекс, специализированные причалы и причалы для судов портового флота, базы портового флота и базы ликвидации нефтеразливов, другие инфраструктурные объекты. Использоваться будут крупнотоннажные суда дедвейтом от 150 до 300 тыс. тонн.
Строительство железнодорожной ветки Индига – Сосногорск протяженностью 612 км включено в Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года и в Стратегию развития Ненецкого автономного округа на этот же период. От Сосногорска дорога продолжится до Троицко-Печорска, Полуночного и Сургута.
Таким образом, общая протяженность железнодорожной магистрали Индига – Полуночное составит около 1200 километров. Она свяжет морской порт с ключевыми грузообразующими регионами и упростит экспортные поставки нефти, газа, угля, минеральных, лесных ресурсов на международные рынки. Кроме того, этот маршрут станет альтернативным для поставок за границу продукции тех российских промпредприятий, которые в настоящее время экспортируют свои товары через порты Украины и Прибалтики.
После выхода на полную мощность планируются следующие показатели грузооборота объектов порта Индига: угольный терминал – 30 млн тонн в год; нефтеналивной – до 17 млн тонн; терминал СПГ – 6,4 млн тонн; универсальный перегрузочный комплекс – 3,8 млн тонн; специализированные причалы – 1,8 млн тонн в год.
Ожидается, что контракты на перевозку грузов будут заключены одновременно с началом строительства портовой инфраструктуры.
Осенью 2019 года началась разработка проектно-сметной документации по строительству будущего порта. Само строительство начнется в 2021 году, одновременно стартует и прокладка железнодорожной ветки Индига – Сосногорск.
Порт Индига с годовой мощностью 80 млн тонн груза будет запущен в 2025 году, а к 2035-му его грузооборот может вырасти до 120 млн тонн.
В 2019 году, то есть с началом проектирования, корпорация «АЕОН» уже вложила первые 60 млн рублей в разработку документации, в обследование территории и другие подготовительные работы. На 2020 год запланированы вложения в размере еще 200 млн рублей.
Общий объем инвестиций в проект превысит 300 млрд рублей – в такую сумму оценивается создание как собственно портовой инфраструктуры, так и «железнодорожной составляющей» проекта. На данный момент речь идет исключительно о средствах частных инвесторов, бюджетные вливания в проект пока не планируются. Что касается строительства железной дороги, то это могут быть средства или РЖД, или консорциума частных инвесторов – например, предприятий, особенно заинтересованных в доставке своей продукции по новому маршруту.