Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Как «Ворота Арктики» открыли путь для нефти «Новый порт»

Освоение Новопортовского месторождения нефти и газа – один из самых сложных промышленных проектов на Ямале

Крупнейшее на полуострове Ямал Новопортовское месторождение нефти и газа было открыто еще в далеком 1964 году. Геологическая разведка показала огромное количество углеводородов в 300 км к северу от Полярного круга, неподалеку от села Новый Порт. Примерные запасы месторождения оценили в 320 млн м³ газа и 250 млн тонн нефти. Причем нефть оказалась просто замечательной по характеристикам. В ней минимальное количество примесей, а содержание серы всего 0,1%. Для сравнения: в лучшей нефти марки Brent серы 0,3%, в нефти родом с Ближнего Востока – около 2%. А чем меньше серы, тем легче очистить сырье, что повышает конкурентоспособность нефти с Ямала на мировом рынке. Однако наладить промышленную добычу на Новопортовском месторождении долго казалось невозможным.

Геологическое строение у месторождения очень сложное, а слой вечной мерзлоты толщиной до 400 м делает задачу по добыче нефти еще труднее. Климат в этом районе крайне суровый даже по арктическим меркам: годовой разброс температур – от +30°C до -55°C, а скорость ветра достигает 40 м/с. Никакой транспортной инфраструктуры нет, до ближайшего крупного населенного пункта – города Надыма – 250 км. Все это казалось непреодолимыми препятствиями для начала полномасштабной разработки.

Но самое главное, было неясно, как доставить нефть потребителю, если ее все-таки удастся добыть. Прокладывать нефтепровод невыгодно из-за гигантских расстояний. Доставлять к железной дороге по зимнику тоже чересчур дорого, к тому же, летом дороги растают и автоцистерны не смогут добраться до станции. Да и пропускная способность полотна мала для промышленных объемов. В итоге было отвергнуто более десятка вариантов транспортировки сырья. Логистический тупик привел к тому, что к 1987 году на Новопортовском месторождении было пробурено лишь 117 разведочных скважин.

Ключи к гигантским запасам нефти и газа удалось подобрать лишь через полвека после открытия месторождения. В 2010 году «Газпром» принял решение о его передаче «Газпром нефти», и оператором проекта стала дочка компании – ООО «Газпромнефть-Ямал». Новый владелец предложил смелое решение – организовать транспортировку нефти по морю: сначала по Обской губе, а потом по Северному морскому пути танкерами в сопровождении ледоколов. В 2011 году компания доказала, что эти планы реальны, впервые совершив проводку атомным ледоколом из мелководной Обской губы, скованной льдом с октября по июнь. В 2015 году легкую нефть нового сорта, получившего название Novy Port, впервые отгрузили зимой, а атомоход успешно провел танкер по Севморпути.

Чтобы круглый год поставлять нефть в нужных объемах, «Газпром нефть» предложила революционное решение по загрузке танкеров. Подойти к побережью Обской губы они не могли – ее глубина не превышает 12 м, это слишком мелко для судов такого тоннажа. Поэтому нефтеналивной терминал решено было построить в 3,5 км от берега, где крупнотоннажные танкеры можно загружать безопасно.

Терминал «Ворота Арктики» стал единственным в мире нефтеналивным терминалом в пресных водах за Полярным кругом. Это уникальное сооружение, напоминающее башню, возвышается над водой на 63 м и еще на 17 метров уходит под воду. Удерживают его 12 свай, погруженных в вечную мерзлоту на глубину 85 м.

Терминал имеет двухуровневую систему защиты и отвечает самым жестким требованиям промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Управление осуществляется дистанционно, а все основные системы продублированы. Оборудование надежно защищено от гидроударов. При малейшем риске утечки подача нефти сразу прекращается. На терминале есть специальные резервуары, которые смогут принять в себя всю нефть, которая может поступить в случае аварийной расстыковки танкера и до остановки насосов. Такая технология называется «нулевым сбросом», и она исключает вероятность попадания нефти в акваторию Обской губы.

Первая отгрузка через «Ворота Арктики» была выполнена 25 мая 2016 года. Команду к старту дал президент России Владимир Путин. Терминал позволяет отгружать жидкие углеводороды в объеме до 8,5 млн тонн в год, и с его запуском Новопортовское месторождение впервые показало свой настоящий потенциал.

Логистика на месторождении настолько сложная, что «Газпром нефти» пришлось создать не только уникальную инфраструктуру, но и собственный флот. С места добычи до побережья нефть проходит по полностью автоматизированному напорному нефтепроводу протяженностью более 100 км и мощностью 600 тысяч тонн в год. «Ворота Арктики» соединяют с берегом две нитки подводного трубопровода общей протяженностью 7,9 км с толщиной стен 18 мм. Трубопровод закрыт бетонным саркофагом, чтобы в случае нештатной ситуации нефтепродукты не попали в акваторию.

На терминале нефть загружают в танкеры ледового класса Arc7, с корпусами из специальной высокопрочной и устойчивой к низким температурам стали. Они способны самостоятельно преодолевать лет толщиной до 1,8 м и при этом имеют наивысший класс экологической безопасности. По Обской губе танкеры проводят два мощных дизель-электрических ледокола «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий». Они надежно работают при температуре -50°C и обладают уникальной маневренностью: могут развернуться на 360° за 1 минуту. По Севморпути танкеры ведут атомные ледоколы «Росатомфлота». В Кольском заливе неподалеку от Мурманска нефть перегружают на гигантский танкер-наполнитель, и она отправляется покупателям.

Высокотехнологичные решения применяются и при добыче нефти. Так, бурить обычные вертикальные скважины на месторождении оказалось неэффективно, поэтому используется технология многозабойного бурения, при которой от основного ствола отходят несколько наклонных ответвлений. Первая в России многозабойная скважина с четырьмя стволами была построена на Ямале в 2017 году. Ее длина превышает 6,5 км, что бьет даже мировые рекорды.

Бурение в условиях вечной мерзлоты – сложнейшая задача. Ошибки здесь недопустимы. Поэтому работу буровиков координируют специалисты в Санкт-Петербурге. Находясь за тысячи километров от месторождения, они с помощью телеметрии отслеживают процесс, моделируют его дальнейший ход, и при необходимости сразу же вносят коррективы.

Обычно на нефтяных месторождениях сжигается большая часть попутного газа. Однако «Газпром нефть» нашла способ использовать его для поддержания давления в пласте. Специальная установка высушивает и сжимает газ, а потом закачивает его обратно в пласт, чтобы нефть продолжала фонтанировать. Такая технология резко повышает эффективность добычи и ее экологичность. В планах компании превратить установку комплексной подготовки газа в полноценный газоперерабатывающий завод мощностью 15 млрд м³ в год. Тогда уровень использования попутного газа удастся увеличить до рекордных 95%.

На газе уже работает и самая мощная на Ямале газотурбинная электростанция. А чтобы она своим теплом не растопила мерзлоту, используется инновационная система термостабилизации грунтов.

В 2019 году проект разработки Новопортовского месторождения стал победителем премии Excellence in Project Integration. Эта премия присуждается проекту с инвестициями свыше 500 млн долларов, показавшему выдающиеся отраслевые достижения на всей цепочке создания ценности: в управлении проектом, геологии, бурении, инжиниринге, строительстве, HSE и развитии региона. «Газпром нефть» стала первой российской компанией, получившей эту престижную отраслевую награду.

Проложив морскую дорогу арктической нефти в порты Европы, сегодня компания расширяет географию поставок. В июле 2020 года ямальская нефть сорта Novy Port впервые была поставлена в Китай. Маршрут был проложен через арктические моря и три океана, а переход продолжался 47 суток.

На новом этапе «Газпром нефть» приступает к освоению нескольких перспективных месторождений, которые будут использовать уже созданную инфраструктуру. В августе 2020 года началось освоение северной части Новопортовского месторождения с запасами, превышающими 27,8 млн тонн нефти и 28,5 млн м³ газа. Для добычи будет построено 10 новых кустовых площадок с высокотехнологичными скважинами. На первой скважине, длиной 3395 м с горизонтальным участком протяженностью 999 м, уже добыта первая нефть.

Такие масштабные проекты, как освоение Новопортовского месторождения, имеют значение не только с точки зрения экспортных доходов. Строительство инфраструктуры, необходимой для их реализации, закрепляет лидирующие позиции России за Полярным кругом.