Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Самый дружелюбный вид транспорта

Ездовые собаки в Арктике: история и современность

17 марта 2023

Экспедиция на собачьих упряжках «Индига-2023» прибыла в Нарьян-Мар 13 марта, пройдя за 19 дней 700 км. Об этом пишет портал «НАО 24». Каюры (так называют «водителей» нарт, запряженных пушистыми «двигателями») Илья Аристов, Александр Будный и Николай Кожевин вместе с опытным путешественником Альбертом Северным ночевали в тундре, общались с жителями тундры и удаленных поселков, принимали участие в мероприятиях, в том числе в фестивале корюшки в поселке Индига. Пробег был организован в честь 40-летия полярной экспедиции газеты «Советская Россия», в рамках которой было пройдено 10 000 км вдоль побережья Северного Ледовитого океана от чукотского поселка Уэлен до Мурманска.

Уже тогда, в 1982 году, ездовые собаки практически утратили свое значение как универсальный арктический транспорт, уступив место авиации и вездеходам. Сегодня собачьи упряжки можно встретить в основном в этнопарках, на спортивных соревнованиях или в качестве памяти о «героических временах». Неужели ездовые собаки больше не нужны Арктике?

Древний друг тундровика

Первые ездовые собаки появились около 9-8 тыс. н.э. Об этом свидетельствуют археологические находки на острове Жохова, входящего в архипелаг Новосибирские острова в Северном Ледовитом океане. Генетическая же локализация всех видов ездовых собак также указывает на происхождение общего предка где-то на севере Сибири. Об этом пишет в своей статье зоолог Олег Широкий, один из авторов книги «Наши северные собаки: введение в лайковедение». Он отмечает, что предки всех современных ездовых имели сходные черты, в числе которых метаболизм, приспособленный к жирной пище, повышенная проницаемость кровеносных сосудов, и особенности употребления кальция.

Эти качества, обеспечивающие высокую выносливость, морозостойкость и силу, достались им в наследство от метизации с плейстоценовыми сибирскими волками, и они же, вместе со способностью самостоятельно находить пищу и выживать в суровых условиях Арктики, стали причиной появления собачьих упряжек. Подобный способ путешествовать отличается невероятной проходимостью и «топливной независимостью». Дело в том, что на оленях можно путешествовать только там, где есть их пища — ягель или другие кормовые растения. А на собаках можно спокойно путешествовать по прибрежному льду или в вовсе замерзшие регионы наподобие Берингова пролива, подкармливая их сушеной или только что выловленной рыбой.

Ездовые собаки были в ходу у предков современных чукчей и эскимосов, распространившись затем в Северную Америку и по значительной части арктической Сибири и Дальнего Востока. На собачьих упряжках ездили ительмены, юкагиры, чукчи и эскимосы, они же вывели свои породы. Сегодня они тоже существуют, правда, подвергшиеся дополнительной селекции. Там, где в каменном веке это были огромные, тяжелые, похожие на волков звери, сейчас нас встречают игривые и дружелюбные создания. Всего их около двадцати: четыре породы хаски (Сахалинский, Сибирский, Аляскинский, Маккензи ривер хаски), чукотская ездовая лайка, якутская лайка, самоедская лайка, камчатская ездовая лайка, аляскинский маламут, таймырская ездовая и многие другие. Недавно была выведена новая порода — байкальская ездовая.

На службе у цивилизации

С самого начала освоения Арктики и вплоть до 1960-х годов ездовые собаки были практически единственным возможным способом передвижения по труднодоступным регионам Арктики. По данным переписи 1926-1927 гг. количество пушистых «двигателей» составляло 54 483 голов, на которых преимущественно перевозили почту. Их активно использовали в армии, а также при проведении спасательных операций (как спасение команды корабля «Челюскин» в 1936 году). Затем, с развитием авиации, особенно малой, вертолетов и появления вездеходов вместе со снегоходами, ездовые собаки перестали нести постоянную службу. Изредка встречаются упоминания, что собачьи упряжки продолжают использовать, но это больше исключение, чем правило. Так, в 2019 году было анонсировано создание питомника ездовых собак в отдельной арктической мотострелковой бригаде Северного флота РФ, а в феврале 2023 года известный путешественник Федор Конюхов рассказывал о подготовке к преодолению 2,5 тысячи километров по Арктике на упряжке из 16 собак.

Заполярье, впрочем, не забыло своих любимцев. Сегодня существует и развивается полноценная индустрия гонок на собачьих упряжках, которая превратилась в полноценный культурный и спортивный феномен. Существует Федерация ездового спорта России, объединяющая более 50 регионов страны, проводятся региональные и федеральные чемпионаты. Среди них есть и арктические регионы, продолжается разведение собак и совершенствование пород. Многие гонки стали полноценными фестивалями, как, к примеру, гонка «Берингия». Правда, все они проходят южнее Полярного круга. В Арктике сегодня на собачьих упряжках ездят только энтузиасты и спортсмены-экстремалы, а также некоторое количество военных.

Читайте также Четвероногие полярники Почему собака стала верным спутником человека с первых же шагов по арктическим просторам

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ