Рыболовная отрасль в Заполярье
Перспективы и подводные камни
2 мая 2023В 2022 году рыбаки Архангельской области выловили 95 тысяч тонн рыбы. Об этом с гордостью написал в своем Telegram-канале губернатор области Александр Цыбульский. «В основном, это треска, пикша, палтус, морской окунь, зубатка, камбала и сайда. Предприятия области реализуют инвестиционные проекты и продолжают строить современные суда: траулеры-процессоры, ярусоловы и краболовы», — подчеркнул он в своем сообщении.
В нынешнем году в столице региона, Архангельске, пройдет международная конференция по сохранению водных ресурсов в Арктике, на которой будут обсуждать вопросы сохранения экосистемы Заполярья, изменения климата и перспективы развития рыболовной отрасли в водах Северного Ледовитого океана.
Добывать нельзя, ждать
Промышленное рыболовство в арктических водах до недавнего времени находилось под временным запретом — в 2015 году большинство стран Арктического региона заключили ряд соглашений об ограничении нерегулируемого промысла, а затем и вовсе наложили мораторий на добычу биологических ресурсов в Северном Ледовитом океане. Основной причиной стали опасения, что рыболовство может нанести непоправимый ущерб экосистеме Арктики, ведь прецеденты уже были. Достаточно вспомнить китобойный промысел, который практически уничтожил некоторые виды морских млекопитающих. Так, к 19 февраля 1986 года, когда коммерческая охота на китов была официально запрещена во всем мире, гигантский синий кит оказался в Красной книге как вымирающий, а популяция гренландского кита в европейских водах была практически полностью истреблена… Сегодня численность этих морских млекопитающих растет, но по-прежнему остается на порядки ниже значений, скажем, начала XX века.
Впрочем, спустя несколько лет исследований оказалось, что промысел в Арктических водах можно возобновить. Глобальное потепление стимулировало миграцию различных видов рыб выше 70-75 градуса северной широты, появился ряд видов, показавших взрывной рост численности (например, ранее портал Arctic Russia рассказывал о нашествии арктических крабов). Предполагается, что данные процессы позволят вылавливать существенные объемы рыбы без ущерба для окружающей среды. И это выражается в постепенном росте квот для рыболовных компаний. Сегодня российская рыболовная отрасль в Арктике, а вслед за ней и весь связанный производственный сектор, переживают большие перемены.
Добывать, нельзя ждать
Согласно данным Федерального агентства по рыболовству, Северный рыбохозяйственный бассейн принес около 500 тысяч тонн рыбы за 2022 год, для арктических компаний спешно строят и спускают на воду суда. В апреле 2023 года в эксплуатацию был введен модернизированный краболов «Мурман-2», который отправится добывать морские деликатесы в Баренцево море. Примечательно, что над ним работала компания «Антей-Север», резидент АЗРФ. Помимо переоснащения судов она активно вовлекается в развитие прибрежной рыбоперерабатывающей инфраструктуры — та, к большому сожалению, за 90-е годы существенно сдала свои позиции по всему побережью Арктики.
«У нас масштабные совместные планы по модернизации и созданию современного производства береговой переработки на территории рыбного порта», — цитирует портал «НИА-Федерация» губернатора Мурманской области Андрея Чибиса.
»Причем с позиции рыболовов существует актуальная проблема недостаточного освоения запасов арктических акваторий. К примеру, об этом в 2020 году говорил начальник Северного отдела Полярного филиала ВНИРО Андрей Семушин. В своем комментарии «РГ» он подчеркнул, что в Белом море квота на навагу и беломорскую сельдь была выполнена всего на 10-20% от общего объема.
«Основные причины недоосвоения запасов — разрушение инфраструктуры берегового промысла, невысокая стоимость сырья, архаичные методы добычи», — отметил руководитель подразделения.
»За прошедшие три года, конечно, было сделано многое, в том числе появились новые суда арктического класса, началось строительство портов и рыбоперерабатывающих предприятий, но все еще остается огромное пространство для новых инвестпроектов.
Подводные камни
Оптимизм предпринимателей и промышленников как всегда сталкивается с осторожностью ученых и экологов. На полях международной конференции в Архангельске будут звучать разные мнения, некоторые из которых призывают не торопиться с увеличением квот на промысел. По мнению руководителя научного направления «Экология океанов» Института океанологии имени Ширшова РАН Михаила Флинта, глобальное потепление увеличило биоразнообразие арктических вод и одновременно поставило под угрозу выживаемость молоди и насыщенность кормовой базы. В комментарии «Российской газете» он подчеркнул, что в текущем моменте запас трески уже снизился примерно на 20% до 566,8 тысячи тонн. Для сравнения — российская квота на вылов этой рыбы в 2023 году составляет 248,8 тысячи тонн.
В итоге можно констатировать, что единого понимания будущего арктического рыболовства пока нет. Возрождение и развитие рыбопромышленного комплекса в Заполярье, которое может стать мощным драйвером развития для экономики всей страны и дать достойную работу десяткам тысяч человек должно соотноситься с хрупкой экосистемой Арктики, не должно идти ей во вред. Именно поэтому грядущая встреча в Архангельске — это крайне важное мероприятие, на котором представители власти, ученые, предприниматели и экологи попробуют достичь консенсуса в этой непростой ситуации.
Читайте также Рыбная промышленность Арктической зоны РФ сегодня и завтра Из-за изменений климата в северных морях становится больше рыбы.