Экспортный потенциал технологий МЧС: скорость и эффективность арктических спасателей
Спасение утопающих в северных водах
10 сентября 2024Российские технологии спасения людей в Арктике обладают экспортным потенциалом, заявил на полях ВЭФ 2024 директор департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС РФ Александр Бондар. По его словам, Россия может стать надежным партнером для зарубежных стран не только в Заполярье, но и других регионах мира. Впрочем, речь тут идет не столько о новых вездеходах или вертолетах, но о принципиальных основах организации самой системы спасения людей в экстремальных климатических условиях.
Сегодня в российской Арктике строится сеть из четырех аварийно-спасательных центров, которые будут покрывать всю акваторию Северного морского пути. В июне первый из них был открыт в Певеке, а в будущем году еще один введут в эксплуатацию рядом с Сабеттой. Их основным преимуществом является совместное базирование спасательного подразделения, органа управления и авиационного звена. В распоряжение 50 сотрудников поступает весь набор необходимой техники: вездеходы, автомобили, техника повышенной проходимости, катера, аэролодки и вертолеты, а также современные системы связи и наблюдения. В частности, предполагается широко использовать беспилотники для проведения разведки и контроля за состоянием вверенного участка ответственности. Всего планируется разместить семь авиационных звеньев в Анадыре, Архангельске, Диксоне, Мурманске, Певеке, Сабетте, Тикси и Хатанге. На них будут базироваться Ми-8 в «арктической комплектации» и Ми-38, способные совершать перелеты длинной до 750 км. Предполагается, что данная мера позволит покрыть всю Арктику — раньше спасателям приходилось вылетать из крупных региональных центров, что существенно замедляло оперативно-спасательные мероприятия.
Источник: пресс-служба МЧСПримером может служить недавнее спасение моряка специалистами первого арктического аварийно-спасательного центра в Певеке. Моряка на шлюпке отнесло далеко от корабля — сотрудники МЧС на вертолете Ми-8 обследовали акваторию и вернули мужчину обратно на судно. Без авиационной поддержки пострадавший был бы предоставлен сам себе или милости волн, не говоря уже о скорости реагирования «с материка». Между столицей Чукотского АО Анадырем и Певеком по прямой 634 километра, что превышает максимальную дальность полета Ми-8 без дозаправки. Даже если представить, что в момент получения запроса о помощи в регионе наступят идеальные погодные условия, то путь займет несколько часов, за которые может произойти многое.
Источник: пресс-служба МЧСВ скорости реагирования заключается ключевой фактор успеха — Арктика немилосердна к потерпевшим неудачу. Авария в акватории Северного Ледовитого океана с его смертельно опасной холодной водой может стоить жизни экипажу куда быстрее, чем в более гостеприимных частях планеты. По словам начальника Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы Министерства РФ Богдана Гавкалюка, основой успешной спасательной операции в Заполярье является быстрое принятие решения и его незамедлительное исполнение. Центры быстрого реагирования, оснащенные всем необходимым, позволяют спасателям оперативно решать поставленные задачи, количество которых растет пропорционально темпам освоения Заполярья. Так, в прошлом году глава МЧС Даниил Мартынов отчитался о 42 происшествиях в акватории Северного морского пути за последние пять лет. По его словам, обеспечение безопасности является вызовом, который требует нового подхода к организации службы.
Источник: пресс-служба МЧСВпрочем, помимо новшеств в способе построения системы мониторинга и преодоления последствий ЧС в Арктике, отечественные спасатели традиционно пользуются популярностью у международного сообщества как источник полезного практического опыта. По словам Александра Бондара, на грядущие учения в январе 2025 года уже заявились представители почти 20 стран, и столько же присутствовало в прошлом году на «Безопасной Арктике – 2023» в Мурманске. В них приняло участие 650 единиц техники и 3,5 тысячи специалистов, которым пришлось решать 110 научно-практических задач. В частности, проводились испытания новой техники, ликвидировали пожар на атомном ледоколе и экстренно ремонтировали электросети.
На учениях российские спасатели традиционно демонстрируют высокую степень координации различных служб, что позволяет решать сложные задачи за максимально короткий промежуток времени. Видимо, это и есть то, чему хотят научиться зарубежные партнеры — МЧС экспортирует опыт и эффективность.
Читайте также Российские вездеходы на службе в Арктике: «Бурлак» отправился на учения МЧС Дом на колесах для полярников