Российские вездеходы на службе в Арктике: «Бурлак» отправился на учения МЧС
Дом на колесах для полярников
1 апреля 2023Начиная с 26 марта 2023 года в 9 субъектах Арктической зоны РФ проходят беспрецедентные по своему масштабу и наполнению учения МЧС «Безопасная Арктика-2023». Более 60 тысяч человек, две госкорпорации, 40 зарубежных гостей из стран Евро-Азиатского региона, государств Африки и Латинской Америки и 10 хозяйствующих субъектов будут отрабатывать различные сценарии предотвращения катастроф и аварий на земле, в воде и в воздухе. Также пройдут испытания техники — в рамках первой экспедиции 76 участников опробуют 20 новейших и перспективных образцов арктических транспортных средств, экипировки, оборудования и снаряжения.
Среди них будет и отечественный снегоболотоход «Бурлак». Этот российский вездеход прошел долгий путь разработки, показав позитивный пример импортозамещения и перспектив развития автомобилестроения для нужд арктического региона.
От «Макара» до «Бурлака»
Первый вездеход инженера Алексея Макарова увидел свет в 2011 году. Это был полноприводный шестиколесный монстр, собранный из донорских деталей внедорожников Toyota. В 2009 году инженер приобрел на аукционе в Японии два автомобиля Land Cruiser 78 и 80 моделей, и на базе удлиненного шасси одного из автомобилей был создан первый прототип. После успешных испытаний в ЯНАО, в ходе которых вездеход прошел 320 км по пересеченной местности за 5 дней, инженер приступил к созданию второго агрегата. Так родился вездеход «Макар».
Вездеход "Макар". Источник: канал Алексея Макарова YouTubeМашина изначально готовилась для экспедиций в регионы с суровым климатом. Важна была не только высокая проходимость и надежность, поэтому вездеход был оборудован спальными местами, дровяной печью, кухней, кают-компанией, запасом топлива на 400 литров и очень скромным расходом — около 15 литров на 100 км по трассе и 4 литра в час в режиме бездорожья. В процессе создания вездехода Алексей Макаров ориентировался на использование комплектующих производства зарубежных компаний. Это оказалось роковым решением — уже в 2015 году он заявил о прекращении выпуска «Макара». Несмотря на успех среди любителей бездорожья и высокие показатели во время тестов в экспедициях, серийное производство вездехода на основе иностранных деталей не окупалось даже в 9-летней перспективе. Надо было менять концепцию, и так родился вездеход «Бурлак».
Новое начало в отечественном автопроме
Снегоболотоход «Бурлак» был разработан в том же 2015 году, а в 2016 уже отправился в свою первую автономную экспедицию на Северный полюс. Алексей Макаров отказался от большинства зарубежных комплектующих в пользу отечественных деталей. Шасси от Toyota было заменено на пространственную раму собственного производства, которая позволила дополнительно внедрить герметичный поддон и обеспечить вездеходу положительную плавучесть. Из важных комплектующих зарубежного производства остался только турбодизельный двигатель Cummins 2.8 ISF, который производится в Китае. Кстати, его еще устанавливают в «ГАЗели» и «Соболи», которые ездят по улицам наших городов.
Вездеход "Бурлак". Источник: Официальный канал производства вездеходов "Бурлак"Концепция автономной базы на колесах осталась — «Бурлак» в пассажирской версии может вместить в себя до 15 человек, имеет спальные места, кухню и прочие удобства для комфортного проживания. Модели вездехода для Заполярья имеют автономную снегоплавильню для получения горячей питьевой воды, систему отопления и жизнеобеспечения на случай экстремальных ситуаций.
«В машине может автономно проживать состав людей спокойно. При этом в машине можно находиться в полный рост. Человек среднего роста 180 см спокойно может перемещаться внутри салона вездеход на самом деле уникальный, не имеет аналогов», — рассказывает коммерческий директор компании Роман Панкратов.
»Для работы в районах Крайнего Севера было сертифицировано 13 модификаций «Бурлака»: вездеход может возить грузы, на него устанавливается небольшая буровая установка или кран-манипулятор, есть формат пункта «Скорой помощи». На сайте компании указано, что их автомобили работают в Чукотском, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, Республике Коми, Якутии, Красноярском крае, Магаданской области, Антарктиде. В феврале 2023 года в Курганской области началось строительство второго завода по производству вездеходов «Бурлак». До сегодняшнего момента компания производила 3 автомобиля в месяц, но с ростом спроса выпуск требуется довести минимум до 30 экземпляров. Новый завод создаст 300 новых рабочих мест.
Вездеход "Бурлак". Источник: Официальный канал производства вездеходов "Бурлак"В итоге, сегодня вездеход «Бурлак» стал одним из примеров успешного развития отечественного автомобилестроения, непосредственно связанного с ростом экономики АЗРФ, так как потребность резидентов в развитии инфраструктуры, обеспечения грузоперевозок и безопасной транспортировке людей требует современных технологических решений, чье производство локализовано в нашей стране.
Читайте также Автобус? Вездеход! Завод «Урал» готовится к серийному производству автобусов, разработанных специально для Арктики