Чумработница как профессия: за что государство будет платить женам оленеводов?
Традиционное хозяйство в XXI веке
16 мая 2024Уже в 2024 году чумработницы могут начать получать зарплату — их внесут в классификатор профессий. Жены оленеводов, участвующие в ведении традиционного хозяйства наравне с мужьями, получат от государства права на пенсию, стаж, надбавки и многое другое. «Требования к стандарту профессии «хозяйка передвижного жилища», а именно так чум-, юрта- или ярангаработниц и планируют записать в классификаторе, уже разработаны, они направлены в соответствующее министерство», — отметил в интервью «Парламентской газете» президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, сенатор Григорий Ледков. Данная мера должна существенно поддержать семьи кочевников-оленеводов, охотников и других представителей КМНС, ведущих традиционный образ жизни. На плечах женщины в тундре лежит огромное количество обязанностей, которые не приносят дохода в деньгах, но при этом обеспечивают существование семьи. Ни одна из них не является ни легкой, ни простой.
Для начала же скажем, что в традиционном обществе «муж» и «жена» представляют собой в первую очередь социальные и производственные роли, а вот эмоции, любовь и прочую романтику считают сопутствующими, но не главными факторами при заключении брака. Работник должен быть хороший, много оленей, хорошее приданое — жизнь в тундре тяжела, так что всех участников процесса заботит в первую очередь выживание.
Как рассказала в интервью «РИА Новости» Надежда Талеева из НАО, со своим мужем она сначала даже не могла толком разговаривать, поскольку они были носителями разных диалектов. «Потом приспособились», — вспоминает она, добавив, что выкуп за невесту составляет примерно 350 тысяч рублей.
»При этом сохраняется важная роль родителей, принимающих решение о судьбе брака. Конечно, дети могут жениться самостоятельно, но тогда и приданого не будет.
Традиции регулируют и обязанности супругов. Чумработница в тундре прежде всего отвечает за ведение домашнего быта и воспитание детей. Традиционно именно женщины ставят чум, колют дрова и растапливают снег на воду, разводят костер и готовят еду, прибираются, шьют одежду. Доить оленей, разделывать туши, мездрить шкуры, чтобы из них сшить малицу или полотно для чума — тоже женская доля. А Рабочий день у оленеводов начинается с рассветом, а заканчивается, когда все дела сделаны, то есть ночью. Параллельно идет воспитание детей, хотя оно сильно отличается от привычного городского образа. Маленькие ненцы сызмальства находятся при родителях, включены во все производственные процессы. Как только ребенок может самостоятельно ходить и что-то делать, он в игровой форме будет помогать членам семьи, а потом и сам станет полноценным членом «семейного кооператива». Ребенок не мыслится как отдельный, специальный «объект заботы», а скорее является составляющей частью единого организма, семьи.
Параллельно чумработница выступает «работником культуры». Например, у ненцев именно женщины являются главными носителями традиционной культуры, храня и передавая её детям. Конечно, без научного подхода или систематического преподавания, но в форме сказок, песен, примет и других элементов народной культуры. Эта роль в сохранении традиционной культуры Севера не может быть переоценена. Также важно отметить, что в чуме и на стойбище чумработница пользуется почти абсолютным авторитетом. У ненцев её зовут «мяд’ пухуця», что означает «хозяйка очага» или «бог очага». Она традиционно обладает большим влиянием внутри семьи, в принятии решений, имеет личные права и личную собственность, в том числе оленей.
Важно отметить, что у представительниц КМНС в современной России есть выбор: жить в тундре и участвовать в традиционном ведении хозяйства или же стать частью урбанизированной культуры. Насильно в «кухонном рабстве» чумработниц никто не держит — государственная инициатива направлена на поддержку тех женщин, которые решили жить так, как их бабушки и прабабушки.
Инициатива Совета Федерации имеет давнюю историю. Впервые предложение внести чумработниц в реестр профессий выдвинули власти Ямало-Ненецкого автономного округа еще в 2017 году, затем сенаторы повторили предложение в 2022-м. Нынешний год, скорее всего, будет решающим. Помимо прямой материальной выгоды, регистрация чумработниц принесет много косвенной пользы — так, региональные власти получат точные данные для формирования местных бюджетов, например, на здравоохранение. Сенатор Григорий Ледков отметил, что это позволит обеспечить женщинам тундры полный комплекс прав граждан РФ. Дополнительно он озвучил инициативу о создании второго законопроекта, который введет новый статус «кочевник». Он позволит учесть тех КМНС, которые не являются работниками оленеводческих бригад, охотничьих хозяйств и других организаций, предпочитая жить сами по себе. «Если статус кочевника будет закреплен законодательно, это позволит заложить в местных бюджетах финансы на обеспечение их прав, например, организацию тех же выездных избирательных участков в тундре», — подчеркнул он.
Читайте также Одежда Севера: современность традиционного костюма КМНС Синтетическая кухлянка от нейросети