Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Одежда Севера: современность традиционного костюма КМНС

Синтетическая кухлянка от нейросети

9 октября 2023

В октябре 2023 года жюри конкурса «Дизайн одежды» от «Арктической стартап-экспедицией: Дальний Восток и Арктика России» столкнулись с большой проблемой — отсутствием автора у проекта. Нейросеть AI «Иванов» создала коллекцию одежды, основанную на большом массиве данных, собранных по всему российскому Заполярью. Концепт моделей представляет собой усредненный дизайн, который можно назвать «панарктическим». При этом нейросеть не просто сделала несколько красивых картинок, но создала проект, адаптированный под современные синтетические материалы с высоким уровнем комфорта, теплоизоляции и долговечности. Директор по развитию завода «Термопол» Владислав Иванов отметил, что попытки создать концепт модельного ряда, основанного на традиционной одежде КМНС, велись долгие годы, но так и не пошли дальше творческих разногласий и споров о технической реализации проекта. «Нейросеть же, «списав» наши тексты разных лет из истории бренда и завода – а ему скоро 20 лет! – «воспиталась» за несколько часов и предложила именно те варианты северной одежды и эскизной коллекции, которые с колёс пойдут в капсулы и овеществятся», — добавил он, комментируя результаты работы робота. Пока жюри не вынесло окончательного вердикта о судьбе детища AI «Иванов» в рамках конкурса. Впрочем, сам факт существования новой линейки одежды говорит об интересе общества, а значит и производителей, к культурному наследию КМНС.

Зачем нужны традиции предков?

Традиционная одежда коренных народов Севера представляет собой продукт тысячелетней адаптации людей к суровым условиям Заполярья. В условиях крайне низких температур, пронизывающих ветров и необходимости трудиться на свежем воздухе ваш наряд становится критически важным средством выживания. Более того, ограниченность ресурсов и возможностей для их транспортировки диктуют строгий, исключительно практичный дизайн, который можно заимствовать для использования уже в рамках создания повседневной одежды для более широкой аудитории. Этот подход как раз и применила нейросеть «Иванов», положив конец годам споров технологов с дизайнерами.

Впрочем, существуют и иные пути. К примеру, этнограф и технолог Людмила Расторгуева решила использовать традиционные материалы для создания современных элементов одежды. Так, она сделала аналог стелек из трав, традиционно используемых якутами, которая обеспечивает вентиляцию ног и легкий подогрев. В качестве материала был выбран ионообменный нанокомпозит. Оленью шерсть, крайне распространенную в качестве основы для производства традиционного костюма, Людмила применила как основу для создания утеплителя в костюмах и специальной полумаске, обеспечивающей защиту органов дыхания в экстремальные холода. В результате полукомбинезоны и жилеты с оленьей шерстью примерно в шесть раз теплее синтетических и натуральных аналогов. В её комбинезонах в 2017 году альпинисты покорили Эверест, а в 2023-м их испытали сотрудники экстренных служб на учениях «Безопасная Арктика-2023». Сегодня Людмила планирует расширить производство, добавив в ассортимент утеплители для палаток и яранг, спальные мешки и прочие, весьма полезные в тундре вещи.

Помимо сугубо практической составляющей, одежда КМНС является важной составляющей культурного наследия северных народов. Узоры, орнаменты, украшения, характер подбора цветов и многое другое несут в себе огромный запас информации. Их сохранение и возвращение в орбиту массовой культуры позволяет обогатить наше культурное пространство новыми смыслами и идеями.

Одним из таких проектов является «ОРНАМЕНТ – этнический паспорт КМНС», в рамках которого предлагается обобщить накопленные знания о традиционных костюмах малых народов. В случае победы в конкурсе, авторы «этнического паспорта» обещают создать базу данных, из которой уже модельеры и дизайнеры смогут черпать вдохновение.

А что в тундре?

Ключевое отличие современного состояния традиционного костюма народов Севера от аналогичных феноменов других малых народов заключается в том, что он до сих пор является элементом повседневного быта множества якутов, ненцев, саамов, чукчей и других этносов. В то время как у подавляющего большинства жителей России в обыденной жизни доминирует европейский способ одеваться, разве что с включением некоторых «национальных» элементов, то на Севере легко можно встретить оленевода в традиционной кухлянке, отправившегося в соседний поселок за продуктами на снегоходе. Благодаря исключительной утилитарности, традиционный костюм за последние десятилетия не был до конца вытеснен массовыми фабричными товарами в область анахронизмов, приличных к надеванию разве что по праздникам или семейным торжествам.

Как и в старину, большинство таких предметов одежды шьется руками. Современные кочевники Ямала активно воспроизводят традиции предков, правда, внося коррективы сообразно современным сюжетам. Так, часто можно встретить традиционные сарафаны ненцев, сшитые из ткани-хамелеона, или же местные орнаменты, интегрированные во вполне современную куртку. Мысль кочевых «кутюрье», не сдерживаемая условностями массового производства, позволяет создавать изощренные произведения искусства, на которые уходят годы, или же раскрашивать малицы в цвета российского триколора. Это является одним из показателей действительно живой традиции — в отличие от статичных музейных коллекций или же парадного обмундирования фольклорных ансамблей, современная одежда КМНС и сохраняет свою самость, и впитывает в себя  веяния времени, позволяя говорить об уникальном культурном феномене.

Читайте также Как организованы КМНС России Объединение по традиционному признаку

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ