Как организованы КМНС России
Объединение по традиционному признаку
25 сентября 2023Коренные малочисленные народы Севера в Российской Федерации, несмотря на сохранение традиционных видов хозяйства, принимают активное участие в определении векторов внутренней политики. Они объединяются в общественные организации разных уровней, которые позволяют КМНС управлять своей жизнью в рамках страны, следить за соблюдением прав и продвигать различные инициативы от культурных до экономических.
Параллельная система представительства
Первые попытки включить представителей КМНС в управление государством начались еще в 1920-е годы. Советская власть активно продвигала создание как местных органов самоуправления, так и более масштабных объединений в рамках существующего государственного строя. При учете того, что общинно-родовой строй был характерен для большинства северных народов, идея коллективного представительства довольно хорошо легла на реальность тундры начала ХХ века. Тогда же началось активное взаимодействие центральной власти и КМНС, понемногу втягивавшихся в универсум индустриальной цивилизации.
В 1967 году была принята комплексная программа развития экономики и культуры народностей Севера, которая включала в себя как императив о сохранении традиционного уклада жизни как базиса культуры и традиций КМНС, так и набор специфических мер социальной и экономической поддержки. Собственно говоря, этот документ упорядочил и детально прописал то, что СССР пыталось делать всю первую половину прошлого столетия.
В современной России коренные народы Севера столкнулись с новой реальностью, результатом которой стала выработка общественных инструментов представительства, параллельных властной вертикали на федеральном и региональном уровнях. Раньше объединения КМНС были частью государственной структуры, которая во многом определяла курс их развития — сегодня свою судьбу коренные народы стремятся решать путем самоорганизации на местном уровне. Условно их можно разделить на три группы — низовые органы самоуправления, к примеру, община; большая Ассоциация КМНС, работающая в интересах всех малых народов; и «специализированные» объединения, занимающиеся, скажем, защитой прав оленеводов или охотников тундры. Некоторые из этих объединений могут быть включены в существующую административную систему, другие работают параллельно или дополняют её.
Ассоциация коренных народов Севера
Большой представительский совет, объединяющий 26 малых народов Севера, появился в 1990 году, а в 1993 году он получил статус общественно-политического движения. Спустя шесть лет Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации прошла перерегистрацию в Министерстве Юстиции РФ в качестве общероссийской общественной организации.
Основное направление её деятельности — отстаивание интересов КМНС в России. Это, прежде всего, сохранение исконной среды обитания и традиционного способа хозяйствования малых народов как основы воспроизведения их культуры и сохранения наследия предков. Обеспечение прав человека, решение проблем окружающей среды и взаимодействия малых народов с «Большой землей» и ее экономикой, организация местного самоуправления согласно национальным традициям и международному праву — вот неполный список задач, стоящих перед Ассоциацией в современном мире. На сегодняшний день в ней представлены 40 народов или 257 895 человек (данные Всероссийской переписи 2010 г.), организованные в 33 региональных и этнических объединения.
Профильные ведомства
В то время, как Ассоциация КМНС решает глобальные вопросы государственного масштаба, есть организации, занимающиеся более локальными вопросами. К примеру, КМНСоюз со штаб-квартирой в Дудинке занимается поддержкой предпринимательства среди малых народов. Его отделы есть не только на Таймыре, но и в Республике Карелия, Мурманской области, ЯНАО и НАО. Это не только консультация, но и активная защита прав предпринимателей, обеспечение коммуникации и юридическая поддержка. Существуют различные объединения, занимающиеся сохранением языка, способствующие распространению национальной культуры и осуществляющие образовательные функции. Так, региональная общественная организация «Тхсаном» на Камчатке возродила древний праздник Алхалалалай, ставший центральным событием для местных ительменов и коряков, а также ежегодным местом притяжения для сотен туристов; ЛРОО «Веспсская община» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив построила этнографический музей «Веспсское подворье» и так далее.
Сами же общины КМНС, составляющие фундамент объединений среди малых народов, имеют важную хозяйственную функцию. Именно они могут получить доступ к квотам на отлов животных, недоступных для обычных граждан (к примеру, китов для эскимосов и прибрежных чукч), особые права на сбор дикоросов и прочих природных богатств. Также они могут заключать договора с юридическими лицами, владеть землей и производственными мощностями, то есть полноценно осуществлять хозяйственную деятельность. Конечно, существуют ограничения, прописанные в федеральном законе №104-ФЗ «Об общих принципах организации КМНС». К примеру, «община малочисленных народов может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана». Это означает, что льготы и особый статус предоставляются только тем, кто хочет жить как их предки, а желающим строить свою судьбу в рамках индустриальной цивилизации предлагается интегрироваться на равных правах со всеми остальными гражданами страны.
Читайте также КМНС и экономика: развитие стандартов взаимодействия бизнеса с коренными народами Соседи по заполярной квартире