КМНС и экономика: развитие стандартов взаимодействия бизнеса с коренными народами
Соседи по заполярной квартире
22 сентября 2023В Российской Федерации работает ряд государственных нормирующих документов, которые описывают взаимодействие власти, бизнеса и коренных малочисленных народов Севера. Это Федеральные законы «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» и программа государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации. Документы описывают общие положения, в рамках которых должны взаимодействовать бизнес и КМНС, а вот характер практического применения до сегодняшнего дня законодательно еще до конца не оформлен. Вокруг развития текущих норм законодательства развернулась обширная дискуссия как во властных кругах, так и в бизнес-среде.
Источник фото: РосконгрессПо словам директора Департамента развития АЗРФ при Минвостокразвития Максима Данькина, перед государством не стоит задачи по возложению социальных обязательств на всех без исключения резидентов АЗРФ. Во время своего выступления на сессии ВЭФ «Резиденты Арктической зоны Российской Федерации: реализация стандартов ответственности бизнеса с коренными малочисленными народами» он подчеркнул, что целью работы властей является гармоничное развитие предпринимательской активности в Арктике с сохранением прав КМНС. Так, стандарт ответственности резидентов АЗРФ перед коренными народами на данный момент носит рекомендательный характер и находится в стадии активной разработки. При его разработке учитывался опыт «передовиков производства», таких как «Норильский никель», самостоятельно разрабатывающих полноценную систему работы с местным населением.
«Мы исходили из того, что добро, созданное насильно, — это зло», — отметил в ходе дискуссии вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО «ГМК «Норильский никель» Андрей Грачев.
»По его словам, компания сначала провела обширное исследование, в котором было задействовано подавляющее количество общин КМНС, так или иначе контактирующих с её заполярными филиалами. По результатам опроса в программу мероприятий, рассчитанную на 5 лет, было включено более 40 пунктов общей стоимостью более 2 млрд рублей. Среди них — строительство клубов, цехов по переработке оленины и рыбы, нового жилья и т.д. Помимо этого «Норникель» создал координационный совет из представителей 60 общин, вносящий методом голосования коррективы в исполнение программы, а также отдел по работе с КМНС, работающий между заседаниями совета. Одним из предложений совета стал проект восстановления энецкой письменности, который был поддержан компанией.
Другой пример ответственного взаимодействия бизнеса и КМНС — деятельность АО «Янолово». Заместитель директора компании Александр Ларионов рассказал в ходе своего выступления, что в рамках соглашения между МО «Усть-Янский улус» и АО «Янолово» проводится поддержка студентов из числа местных жителей, учащихся по горно-геологическим специальностям, осуществляются пассажирские и грузоперевозки по труднопроходимым участкам дороги и даже был сформирован автопарк из вездеходов для жителей района. Компания также приняла участие в проекте «Чистая Арктика», расчистив многолетний мусор в поселке Сайлык. На освободившемся месте построят спортивную площадку.
Впрочем, несмотря на позитивный опыт лидеров ответственного взаимодействия с КМНС, по мнению большинства участников дискуссии, необходима выработка единых правил для работы с местным населением. К примеру, остро стоит вопрос о времени проведения консультаций с коренными народами перед реализацией проекта. Об этом, в частности, говорил программный директор Всероссийской конкурсной образовательной программы «Коренные малочисленные народы» Алексей Цыкарев. Следует ли начинать их до или после получения лицензии, или же, может быть, до начала геологоразведочных работ? Как проводить отбор легальных представителей от КМНС — должны ли включаться члены всероссийских ассоциаций КМНС или же только местные общины? Как обеспечить реализацию принципа свободного предварительного осознанного согласия? И, если местные жители не согласны на реализацию проекта, как разрешить конфликт интересов? Пока эти вопросы находятся в рамках обсуждения, а также сбора информации. Важный аспект — инициатива самих предприятий, позитивные практики которых власть готова использовать для дополнения и развития стандарта ответственности. Впрочем, нельзя сказать, что деятельность в Российской Федерации отстает от мировой практики, напротив, она её опережает во многих аспектах.
«В мире можно по пальцам одной руки можно пересчитать государства, которые предприняли усилия по созданию таких стандартов», — подчеркнул Алексей Цыкарев.
»По его мнению, российское законодательство полностью соответствует как по духу, так и по форме декларации ООН о правах коренных народов.
На данный момент в Арктической зоне Российской Федерации проживают представители 19 коренных малочисленных народов Севера, численность которых составляет более 102 000 человек. Дальнейшее развитие законодательства в отношении КМНС должно помочь им интегрироваться в складывающуюся экономику АЗРФ — поддержка традиционного ведения хозяйства предполагает не только помощь в строительстве инфраструктуры или социальных гарантиях, но и включение традиционных промыслов в структуру индустриальной цивилизации. По словам Максима Данькина, задача государства — это создание той самой удочки, которая поможет улучшить качество жизни для тысяч людей, не меняя в корне их уклад жизни и среду обитания.
Читайте также Этнологическая экспертиза: на пути к федеральному закону Ученые на защите прав коренных народов