По следам капитана Шмидта. Яхтинг в Арктике: как высокие широты проверяют яхтсменов на прочность
Арктический яхтинг набирает популярность, и парусные регаты за Полярным кругом перестают казаться фантастикой
31 августа 2020Всего четверть века назад лучшие яхтсмены мира лишь мечтали когда-нибудь покорить Севморпуть. Теперь эта планка взята. Более того: путешествием под парусом по арктическим морям вдоль побережья России никого не удивишь. Каждый год находятся желающие испытать свои силы и опыт в экстремальных условиях Севера. Но чтобы яхтинг за Полярным кругом стал массовым направлением, здесь должны появиться удобная береговая инфраструктура. Работа по ее созданию уже начата. Следующая цель – организовать арктические регаты и проложить туристические маршруты, которые позволят познакомиться не только с природой Русской Арктики, но и историей ее освоения.
В годы СССР арктические воды у побережья Евразии были доступны лишь для советских судов. Остальным оставалось только мечтать о том, чтобы пройти по пути Норденшельда и Шмидта. Политические льды казались вечными и нерушимыми. Когда они неожиданно рухнули, и СССР распался, российская Арктика стала магнитом для яхтсменов со всего мира.
![](/upload/medialibrary/yahting/yahting_2.jpg)
Каждый год находилось несколько команд, мечтавших первыми пройти на парусной яхте по Северному морскому пути. Но россиянам все же удалось удержать первенство. В 1998-1999 годах российская яхта «Апостол Андрей» впервые прошла под парусом от Петропавловска-Камчатского до Санкт-Петербурга. Установив мировой рекорд, команда Николая Литау доказала: яхтинг в арктических морях возможен. По Севморпути могут ходить не только атомные ледоколы, но и крошечные парусники.
Сегодня в этом на собственном опыте убедились многие экипажи. Единичные плавания на яхтах по Севморпути исчисляются десятками.
Пришло время решить более сложные задачи: проложить в Арктике водные туристические маршруты и организовать самые настоящие парусные регаты. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, летом 2020 года парусные яхты «Сибирь» и «Жемчужина» отправились из Архангельска в Салехард, чтобы изучить возможности яхтенного туризма в северных морях.
Одна из задач экспедиции – понять, какая инфраструктура для яхтсменов уже есть за Полярным кругом, а какую еще предстоит создать, а также наметить места возможных стоянок. Кроме того, экспедиция посетит такие знаковые для освоения Арктики места, как первый русский заполярный город Пустозерск – он долго был главным форпостом России на Севере, а во второй половине XX века пришел в запустение.
В будущем это поможет проложить туристический маршрут вдоль побережья арктических морей, в который войдут самые интересные объекты историко-культурного наследия Русского Севера.
![](/upload/medialibrary/yahting/yahting_3.jpg)
В том, что у яхтенного туризма за Полярным кругом большое будущее, сомнений нет. Ведь сегодня пройти по северным морям могут не только спортсмены-экстремалы со специальной подготовкой и огромным опытом за плечами. Глобальное потепление проявляется в Арктике сильнее, чем в других регионах планеты.
Полярные льды с каждым годом отступают от берегов все дальше на север, и теперь мореходам не приходится месяцами ждать, пока откроется заветный проход. Путешественники XXI века в более выгодных условиях, чем первопроходцы высоких широт.
Впрочем, в Арктике и сегодня достаточно льдов, чтобы неожиданно взять судно в плен или надолго преградить ему путь. Северные моря по-прежнему способны преподнести неприятные сюрпризы своим гостям и пощекотать им нервы. К тому же с глобальным потеплением появилась новая опасность, с которой не сталкивались первые покорители северных вод.
Ледовые поля исчезают, и освобождающийся из-под векового панциря Северный Ледовитый океан с каждым годом ведет себя все беспокойнее. Если раньше сильные шторма летом были здесь огромной редкостью, то теперь огромными волнами никого не удивишь.
Читайте также По верхамРоссия занимает четвертое место в рейтинге стран – центров арктического туризмаПережить шторм в Артике – нешуточное испытание на прочность и для людей, и для судов. Арктические ветра всегда славились своей мощью, а в последние десятилетия стали еще сильнее. Бороться со стихией под пронизывающим ледяным ветром – такое не каждому по плечу. Все брызги, которые попадают на палубу, на одежду, на снасти, сразу же превращаются в лед. Нелегко не просто управлять яхтой, а даже просто удержать штурвал, когда он покрывается коркой льда…
Но на то она и Арктика, чтобы испытывать людей экстремальными температурами и ветрами. Яхтсмены, решившиеся покорить высокие широты, заранее к этому готовятся. Однако зачастую забывают учесть детали, которые могут осложнить путешествие не меньше, чем льды и морозы. Даже опытные яхтсмены порой удивляются, обнаружив, что на арктическом побережье пока практически нет оборудованных стоянок, где можно укрыться от шторма.
![](/upload/medialibrary/yahting/yahting_4.jpg)
Нет и прочей привычной береговой инфраструктуры – мест швартовок, пунктов заправки яхт водой и топливом. Пополнить продуктовые запасы тоже удается нечасто, ведь между городами и поселками в Арктике расстояния огромные. По той же причине не стоит рассчитывать, что кто-то быстро придет на помощь, если она вдруг понадобится. Людей здесь видишь нечасто, а голодного белого медведя встретить очень легко. Поэтому выбирать места для стоянок приходится очень осмотрительно.
Хватает на пути и рукотворных препятствий. Так, чтобы получить разрешение на плавание в акватории Северного морского пути, капитан судна должен до этого не менее тех месяцев отработать в качестве капитана или старпома на трассе Севморпути. Дополнительные административные сложности возникают из-за пограничной акватории.
Например, судно должно быть оборудовано техническими средствами контроля для некорректируемой передачи данных в систему мониторинга. Устранить бюрократические препоны – одна из задач, которую предстоит решить, чтобы яхтенный туризм и арктические регаты стали массовым и популярным направлением.
Читайте также Арктический туризм Туризм в Арктике набирает обороты