Законы против «разморозки» Арктики: российское Заполярье борется с глобальным потеплением
Города, летние болота и нагревающаяся планета
15 апреля 2024Около 50% зданий в арктических поселках деформированы из-за «разморозки» вечной мерзлоты. Нестабильная почва, в некоторых местах превратившаяся за последние полвека из незыблемо твердого основания в кисель из земли и воды, является следствием глобальных изменений климата. Об этом рассказал в своем выступлении первый замглавы Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов. В ближайшей перспективе это ставит амбициозную задачу перед российскими властями — требуется описать будущее вечной мерзлоты на уровне планов, норм и законодательства так, чтобы развитие АЗРФ шло в соответствии с актуальными вызовами природы. Согласитесь, будет немного обидно, если через 25 лет российское Заполярье утонет в летнем тундровом болоте вместе со всем, что удастся построить и создать за это время. При отсутствии мероприятий по адаптации, ущерб от деградации вечной мерзлоты составит примерно 5 трлн рублей к 2050 году, подчеркнул замминистра.
В рамках разработки мастер-планов развития опорных населенных пунктов Арктики Минвостокразвития, региональные власти и профильные ведомства намерены самым серьезным образом учитывать текущие и вероятные изменения климата. Это, в первую очередь, касается строительства и модернизации жилого фонда, коммунальной и дорожной инфраструктуры. Они должны соответствовать текущим нормам, которые существенно изменились хотя бы с начала XXI века. Пока новые регуляции создадут для 16 агломераций и 1,5 миллиона их жителей, но в будущем они могут быть распространены на все населенные пункты АЗРФ. Параллельно власти регионов будут искать способы сохранить имеющийся жилой фонд — в том же Норильске реализован проект по заморозке фундаментов «уплывающих» зданий, а на Ямале предложили «замораживать обратно» почву под автозимниками, чтобы продлить их срок службы.
Также Минвосторазвития отдельно заявил о планах по созданию нового закона, который опишет все, что связано с вечной мерзлотой. В него должны быть включены текущие наработки, связанные со строительством, мониторингом изменений и своевременной реакцией профильных ведомств на научные данные. Пока на федеральном уровне была принята составная часть глобального свода правил, закон о создании системы государственного мониторинга состояния вечной мерзлоты. Он позволил создать единую службу по отслеживанию состояния тундры, которая дает возможность строить хоть сколько-нибудь длительные прогнозы.
Федеральный закон, скорее всего, будет опираться на региональный опыт. В Республике Саха закон «Об охране вечной мерзлоты» был принят в 2018 году, а на Ямале аналогичные нормы вступили в силу с 1 января 2024 года. В первую очередь они описывают полномочия законодательной и исполнительной властей региона, формы участия локальных сообществ и местного самоуправления, а также говорят о проведении обязательных работ по мониторингу состояния грунта. Последнее не только означает стабильное финансирование для криологов, но и расширение их влияния при принятии решений, а также интенсификация исследований. За прошлый год на Ямале Научный центр изучения Арктики пробурил 60 термометрических скважин, из которых только 9 соответствуют жестким стандартам Росгидромета. Зимой 2024 года начался процесс объединения региональной сети наблюдения с федеральной, а также развертывание систем контроля грунтовых вод.
Помимо развития систем наблюдения, новый закон, скорее всего, наделит власти, опирающиеся на прогнозы мерзлотоведов, возможностью регулировать объемы капитального строительства, координировать и регулировать действия физических и юридических лиц, затрагивающих данную область интересов и определять опасные участки, где вообще ничего делать не стоит. Такие выводы можно сделать, экстраполировав опыт якутского закона. При этом будет создана единая система оценки состояния вечной мерзлоты, норм воздействия на неё и ограничений по эксплуатации. Органы местного самоуправления будут иметь совещательные функции, они будут направлять предложения в профильные ведомства. Контролирующие органы в свою очередь получат возможность на основании разработанных норм воздействия оценивать эффективность деятельности юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на мерзлоту. То есть, если кто-то решит добывать, скажем, золото или мамонтовую кость в Арктике, размывая почву водой с химикатами под давлением, его ждут очень интересные и насыщенные месяцы судебных разбирательств, штрафы и, возможно, тюремное заключение в особо вопиющих случаях. На территории Якутии проводить мероприятия по снижению воздействия на вечную мерзлоту — это обязанность хозяйствующих субъектов «при получении прогнозов неблагоприятных уровней состояния вечной мерзлоты».
Читайте также Мерзлотоведы покоряют Север: якутские ученые на острие климатических технологий Единственный и неповторимый Институт мерзлотоведения в России