Туристическая индустрия на Севере и сохранение языков: «Человек как самостоятельная ценность»
Опыт «Детей Арктики» на Днях Сибири и Арктики — 2023
19 ноября 2023Особая идентичность жителей Заполярья — не пустой звук. Огромные территории российской Арктики обладают низкой плотностью заселения, менее 1 человека на 1 кв.км пространства. Добавим к этому суровые природные условия, диктующие периодические проблемы с логистикой и доступом к благам цивилизации — жить на Севере можно только сообща, где каждый член сообщества обладает уникальной ценностью, где на плечах человека лежит особая ответственность за себя, своих близких, соседей и свою землю. В подобных условиях формируется исключительно тонкая экосистема, требующая внимания и, что еще более важно, понимания.
В рамках форума «Дни Сибири и Арктики — 2023», прошедшего в середине ноября, состоялся круглый стол «Человек как самостоятельная ценность». На нем были подняты вопросы привлечения и удержания кадров для стремительно растущей экономики АЗРФ, увеличения населения арктических регионов, сохранения баланса между интересами «приезжих» из числа привлеченных специалистов с «материка» и, конечно же, сохранением культуры коренных малочисленных народов Севера. В современном мире традиции малых народов зачастую быстро размываются, теряется язык, а обычаи забываются — глобализация, неизменно следующая за приходом индустриальной цивилизации, строит собственный универсум, в котором поддержание собственной самости для этноса может стать весьма сложной задачей. Впрочем, в России существуют как программы по сохранению традиционного хозяйствования КМНС, так и современные подходы, позволяющие интегрировать воспроизведение культурного наследия в текущую реальность.
В рамках круглого стола опытом сохранения языков КМНС поделился шеф-редактор портала «Дети Арктики» Артур Агафонов. По его словам, интеграция сообществ в современную индустрию гостеприимства позволяет создать пространство, в рамках которого воспроизведение традиционной культуры и языка становится преимуществом, способом создать рабочие места и повысить уровень жизни. Туризм в Арктике никогда не будет массовым в привычном понимании, ведь суровые условия быта и удаленность регионов диктуют довольно высокую стоимость предложений. С другой стороны, те, кто добирается до Севера, обладают высокой мотивацией — им интересны и природа, и быт, и язык местных жителей. Они готовы терпеть локальные неудобства, воспринимая их скорее как приключение, чтобы получить уникальный опыт. При этом происходит удивительный социокультурный обмен — в то время как «этнический турист» впитывает в себя прелести арктического быта, местные жители вступают в коммуникацию с «большой землей», уже не чувствуя себя выброшенными на обочину истории.
Часть оттока населения из Арктики связана с изоляцией, прежде всего информационной, и активное включение кочевников, морских охотников и жителей удаленных сел в туриндустрию вполне может решить их потребность в общении. И, конечно же, не стоит забывать об экономическом и научном значении подобных туристических кластеров. Последнее неочевидно, но важно, ведь зачастую на базе этнографических туристических объектов (или проектов) консолидируются энтузиасты, занятые сохранением наследия своего народа. Причем если раньше их деятельность была основана в подавляющем большинстве на альтруизме, то с появлением возможности улучшить свои условия проживания она может стать гораздо эффективнее — как минимум, не надо будет отвлекаться на другую работу.
Для тех, кто не готов поехать в Арктику лично, существует цифровое пространство. Портал «Дети Арктики» создан для сохранения и популяризации знаний о культуре северных народов России. Для этого он предлагает широкую линейку образовательных и познавательных проектов. Это и курсы языков арктических этносов, и мультфильм о жизни в Заполярье, и цикл научно-просветительских передач. Инициативы проекта решают сразу две задачи — с одной стороны привлекают массовый интерес к жизни и традициям КМНС, как бы «продвигая» их самость, в том числе для них самих, и с другой служат вполне рабочим учебным пособием. Ими пользуются как в тундре, так и в больших городах, где люди вновь обретают интерес к собственным корням.
Отсюда остается лишь один шаг, чтобы северные языки вновь зазвучали в полный голос — чем больше носителей, тем живее традиция. Причем уже не нужно ехать в стойбище к ненцам, чтобы услышать их речь и попрактиковаться в общении, ведь существуют языковые чаты, группы в социальных сетях и мессенджерах, где люди разговаривают на родном наречии. И, Конечно же, это только часть глобальной стратегии по сохранению наследия КМНС, реализуемой в России, первый шаг для многих людей.
Читайте также КМНС и экономика: развитие стандартов взаимодействия бизнеса с коренными народами Соседи по заполярной квартире