С заботой об экологии, в интересах людей
Вступили в силу упрощенные требования к экологической экспертизе при строительстве в Арктике
15 сентября 202115.09.21 // 17 августа 2021 года вступил в силу упрощенный порядок прохождения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) при строительстве в Арктике. Прежде она была обязательной для всех капитальных объектов, теперь для части из них это требование снято.
О законодательном нововведении и о том, почему оно было необходимо, – в материале Arctic Russia.
Когда документы спорят
В Стратегии развития Арктической зоны России до 2035 года в числе приоритетных целей названы не только промышленное освоение Заполярья и привлечение бизнеса в макрорегион, но и повышение уровня жизни людей на Крайнем Севере.
«Впервые в документе такого уровня главной целью развития Арктической зоны определено повышение качества жизни проживающих там людей и сформулирован ряд решений, которые направлены на социальное развитие регионов; второе – в этой стратегии появился специальный региональный раздел, который определяет приоритетные направления социально-экономического развития каждой территории в составе Арктической зоны», – подчеркнул Александр Козлов, на момент принятия Стратегии – глава Минвостокразвития РФ, ныне – министр природных ресурсов и экологии.
Среди задач, прописанных в Стратегии, – строительство и модернизация медицинских, образовательных, культурных, спортивных учреждений, новых дорог, систем современной связи. Строиться будут и объекты, необходимые для развития бизнеса: до 2035 года в российской Арктике должно быть создано более 200 тыс. новых рабочих мест – для тех, кто сейчас живет на Крайнем Севере, тех, кто туда приедет.
Но со строительством возникала одна проблема. Дело в том летом 2020 года, одновременно с принятием закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ», были внесены поправки в ФЗ «Об экологической экспертизе». Согласно новшествам, ГЭЭ становилась обязательной для всех без исключения объектов капитального строительства, возводимых в Арктике. Не важно, каких: детского сада, крупного завода или одноэтажного жилого дома, который человек решил построить на своем «арктическом гектаре».
Строительство под угрозой?
Вопросы к нововведениям возникли еще на стадии обсуждения.
«Сложилась очень серьезная ситуация, по сути, по некоторым направлениям коллапс в строительстве и реконструкции объектов в Арктической зоне. Там и так непросто строить, мы это прекрасно знаем, а стало ещё сложнее», – отмечал Константин Долгов, сенатор от Мурманской области.
По словам Долгова, из-за новых норм только в Мурманской области были заморожены объекты, на экологическую экспертизу которых требовалось более миллиарда рублей. Большинство из них относились к социальной сфере. Такая же ситуация наблюдалась и в других арктических регионах, подчеркнул сенатор.
Насколько сложно в Арктике, показывает пример Норильска – города, стоящего на вечной мерзлоте. Сейчас активно обсуждается проект его реновации на период до 2035 года, на программу будет направлено 85 млрд рублей. Реновация городу жизненно необходима. Последний многоквартирный дом там был построен в 2002 году, с тех пор жилое строительство в Норильске не ведется. Зато норильские многоэтажки за это время не раз шли под снос: строения не выдерживают долгой эксплуатации в суровом климате. Из 862 жилых домов в Норильске треть построены более 50 лет назад, 55% – более 30 лет. Около 50 домов признаны аварийными или предаварийными. И если проект каждого из новых зданий, построенных на замену снесенным, потребует длительной экспертизы, тысячам людей будет попросту негде жить, а программа реновации забуксует.
Законодательные изменения вызвали вопросы и у крупных промышленных предприятий. В январе 2021 года главы нефтяных компаний, работающих в Арктике, обратились в правительство РФ с просьбой пересмотреть норму об обязательной ГЭЭ для буровых скважин. Как отмечалось в обращении, ее проведение дублирует уже существующие административные процедуры, значительно увеличивает сроки бурения и ведет к невыполнению недропользователями лицензионных обязательств, снижению добычи и потере доходов бюджетом страны.
По оценке директора по комплексной экспертизе проектов ПАО «Гипротюменнефтегаз» Павла Павлова, обязательная государственная экологическая экспертиза «отодвигает» реализацию арктических нацпроектов минимум на год.
«Мы направили множество обращений президенту, председателю правительства РФ, в Государственную думу, где говорили о том, что <…> по факту на прохождение процедуры с учетом регламента уходит не меньше года из-за обязательности проведения общественных слушаний в три этапа, и даже больше – из-за необходимости повторного прохождения экологической экспертизы после внесения изменений в проект уже Главгосэкспертизой России», – отмечал Павел Павлов.
С просьбой «вывести» из-под обязательной экологической экспертизы социальные объекты, дороги в населенных пунктах и между ними просили правительство и губернаторы арктических регионов.
Баланс найден
После многочисленных консультаций со специалистами-экологами, бизнесменами, властями арктических регионов и их жителями была утверждена новая редакция закона «Об экологической экспертизе», ныне вступившая в силу.
Согласно ей, государственная экологическая экспертиза остается обязательной для всех объектов I и II классов опасности – в частности, добывающих и крупных производственных предприятий. ГЭЭ не нужна для проектов буровых скважин, но документация по обустройству и освоению месторождений в целом ей по-прежнему подлежит. Экспертиза остается обязательной и для всех без исключения объектов (в том числе социальных), находящихся в границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ) – это, например, касается туристических объектов.
Экологическую экспертизу больше не придется проходить проектам ремонта и строительства транспортных и социальных объектов за пределами ООПТ. Их точный перечень утвердит правительство. Как считает сенатор от Мурманской области Константин Долгов, в него точно войдут школы, детские сады, больницы, дома престарелых, музеи, библиотеки, спортивные комплексы, межмуниципальные дороги.
«Необходимость проводить государственную экологическую экспертизу федерального уровня в отношении любых объектов в Арктике застопорила множество строек, в том числе в рамках реализации национальных проектов. В новом документе предусмотрено упрощение процедуры, когда речь идет о строительстве безопасных для окружающей среды объектов социальной инфраструктуры», – отмечает Александр Цыбульский, губернатор Архангельской области.
При подготовке статьи использованы данные "Российской газеты", "Парламентской газеты", Минвостокразвития, издания “Металлоснабжение и сбыт”.
Читайте также Кристальная прозрачность. Экология Арктики: баланс между защитой и освоением Антропогенное воздействие на природу может быть не только негативным, но и позитивным