Российский суверенитет в арктическом нефтегазе: проекты замещения импорта технологий
Отечественные вертолеты, буровые смеси и станции сейсморазведки
6 мая 2024Российская нефтегазовая отрасль — это высокотехнологичная и наукоемкая отрасль. Добыча нефти сегодня предполагает использование сложной техники на каждом этапе работ: от поиска месторождений до транспортировки итогового продукта на базу. При этом долгое время российские компании использовали готовые зарубежные решения, которые в последние годы стали в той или иной степени недоступны. Тем не менее, нефть и газ в Арктике добывают, и следовательно как-то существует отечественный рынок технологий. Вопрос в том, как именно.
В январе 2024 года «Ведомости» опубликовали краткую справку на основе документа, созданного Минпромторгом, Минэнерго и «Газпром Нефтью». Дорожная карта «Оборудование для бурения и добычи на суше» предполагает инвестиции в разработку отечественных технологий в размере 19,8 млрд рублей до 2030 года. Нефтегазовые компании выступят драйвером развития отрасли — пока они работают на том, что есть, но в перспективе буровые установки, химические вещества для добычи и прочие необходимые элементы для функционирования индустрии должны производить внутри страны.
Всего планируется провести 19 научно-исследовательских работ и заключить 19 долгосрочных договоров на поставку оборудования.
Помимо денег нефтяники должны предоставить ученым и инженерам экспертную помощь. Предполагается, что доля отечественной продукции на российском рынке технологий нефтегаза через 6 лет составит 80%. При этом на момент 2022 года зависимость России от поставок иностранных решений была высока — к примеру, в нашей стране не было своих роторных управляемых систем, а более половины устройств для гидроразрыва пласта закупалась за границей. Технологии же необходимы для освоения труднодоступных и сложных месторождений нефти и газа, которых у нас в избытке. С появлением АЗРФ и развитием преференциального режима в российском Заполярье необходимость в решениях для освоения богатых и суровых подземных богатств Арктики только возросла.
В последних числах января 2024 года Московский институт теплотехники анонсировал поставку заказчику первого серийного образца флота гидроразрыва пласта и годичные полевые испытания. Также в нашей стране разработали собственную установку для бурения наклонных скважин — роторно-управляемая система РУС-ГМ-195 на 90% состоит из отечественных комплектующих и оснащена гидромеханическими системам вместо сложной электроники, что позволяет повысить ремонтопригодность устройства. В мае текущего года в Казани специалисты из Института геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета (КФУ) создали безопасный для человека реагент, который будут применять для добычи нефти и газа на Арктическом шельфе. Он препятствует образованию гидратных пробок в процессе выкачивания и транспортировки «черного золота», предотвращает аварии дорогостоящего оборудования.
РУС-ГМ-195. Фото: пресс-служба БуринтехВ Арктике у нефтяников и газовиков запросы еще более жесткие, чем на территории остальной России. Казанские реагенты должны не просто работать, а еще и выдерживать экстремально низкие температуры, быть гораздо более надежными и безопасными. Перспектива развития добычи нефти и газа на российском арктическом шельфе потребует строительства морских и прибрежных станций, которые даже в случае аварии не должны разрушить хрупкую экосистему Заполярья.
Также в скором времени для нужд освоения Арктики начнут поставлять вертолет Ми-171АЗ. Это модификация вертолета Ми-8 производится холдингом «Вертолеты России» на Улан-Удэнском авиационном и Казанском авиастроительном заводах. Ми-171АЗ будет возить до 24 полярников на 1 тыс. километров при перепадах температур от -50°С до +50°С, обладая всеми необходимыми по версии Международной ассоциации производителей нефти и газа характеристиками безопасности для полетов над морем. Сегодня помимо самих вертолетов производитель запустил линейку по выпуску запчастей, а также заканчивает летные испытания. С «Вертолетами России» уже заключили соглашения ПАО «Газпром» и авиакомпания «Аврора». Ростех оценивает емкость рынка шельфовых вертолетов в России примерно в 100 машин в год к 2035 году.
Ми-171АЗ. Фото: пресс-служба РостехЕще одним важным условием развитие шельфовой добычи нефти и газа стало появление отечественной платформы «CRAB» — это мобильный аппаратно-программный комплекс морской сейсморазведки и мониторинга в транзитных зонах и на шельфе. Он позволяет проводить сейсморазведочные работы в 3D, его можно развернуть в рабочее состояние за сутки и эксплуатировать как на море, так и на берегу.
Между тем, российский арктический шельф хранит в себе 12,7 млрд тонн углеводородов из которых 9,3 млрд тонн недоступны по техническим и экономическим причинам. Это мнение сотрудников «Южморгеологии» Бориса Сенина и Михаила Леончика, высказанное в статье «Полвека морской нефтегазовой разведки на российских шельфах: достижения, проблемы и пути их решения». В перспективе, при дальнейшем развитии индустрии эта колоссальная цифра сможет обеспечить сырьем нефтегазовые компании на столетие и более вперед.
Читайте также Газовозы Arc7: история и развитие российского СПГ-флота Плавучий арктический завод