Газовозы Arc7: история и развитие российского СПГ-флота
Плавучий арктический завод
4 июля 2023Арктические газовозы сегодня — это динамично растущий флот, обеспечивающий все возрастающие потребности добывающей индустрии Заполярья. Это очень сложные, дорогие и современные суда, которые являются одним из ключевых условий окупаемости Северного морского пути на начальном этапе. За последние пять лет производство арктических газовозов прошло большой и сложный путь, как нельзя лучше демонстрирующий значение арктической СПГ-индустрии и развития Северного морского пути в мире.
Импортозамещение арктического газовоза
Первое судно, отправившееся работать в Заполярье — это танкер «Кристоф де Маржери», который принял груз в порту Сабетта 8 декабря 2017 года. Именно он заложил эпоху строительства арктических газовозов Arc7, став кораблем-пионером. Сегодня в числе ледового СПГ-флота находятся: «Борис Вилькицкий», «Фёдор Литке» и «Эдуард Толль», спущенные на воду в 2017 году; «Владимир Русанов», «Рудольф Самойлович», «Владимир Визе», «Георгий Брусилов», «Борис Давыдов», «Николай Зубов» заступили на службу в 2018; «Николай Евгеньев», «Владимир Воронин», «Георгий Ушаков», «Яков Гаккель» и «Николай Урванцев» увидели свет в 2019 году. Они были построены на южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME).
Эти корабли имеют длину 300 и ширину 50м, идут со скоростью 19,5 узлов и способны выдерживать температуру до -52°С. Ледовый класс Arc7 означает, что судно может двигаться без помощи ледокола во льдах толщиной до 2,1м (кормой вперед и небыстро). Высокую ледовую проходимость ему обеспечивает внедрение ледокольных технологий в строительство корпуса, а также три мощные силовые установки по 15 МВт каждая. Современные ледоколы проекта 2220 имеют мощность «на валах» в 60МВт, а первый атомный ледокол «Ленин» был всего лишь 32-мегаваттным. Сам газ охлаждается в хранилищах до температуры в -163°С.
В 2020 году южнокорейская верфь разорвала контракты на строительство новых арктических газовозов ледового класса. В них планировалось интегрировать решения, пришедшие от ледоколов — к примеру, азимутальную тягу на винторулевую колонку, которая позволила бы совершать развороты на 360°. Впрочем, тогда санкции испугали не всех судостроителей. Samsung Heavy Industries успешно передала заказчику один из трех газовозов ледового класса в марте 2022 года, а 27 июня 2023 года плавучее хранилище сжиженного газа Saam FSU успешно добралось до Мурманска. Всего их будет два, второе под именем Koryak FSU встанет на рейд у берегов Камчатки в июле. Кстати, их построили Daewoo Shipbuilding Marine Engineering, получив заказ в… 2020 году. Отсюда можно легко сделать вывод, что международные ограничения касаются развития арктического флота лишь номинально — перспективы освоения Заполярья слишком привлекательны, и тот, кто упустит этот шанс, рискует очень многим.
Российские компании тоже сделали вывод из неприятного инцидента. В том же роковом 2020-м «Новатэк» заключил контракт с ССК Звезда на строительство 10 газовозов класса Arc7 для проекта «Арктик СПГ-2». Судостроительный завод получил международную аккредитацию и заключил контракт с французской компанией Gaztransport & Technigaz, которая принесла компетенции по строительству криогенных мембранных систем. По словам главы «Новатэка», первые «два-три» судна отправятся на месторождение в 2023 году, а в 2024 на вахту встанут еще 5 кораблей. По своим технологическим характеристикам они аналогичны продукции DSME.
Компания «Звезда» сделала важный шаг по локализации производства — строительство винто-рулевых колодок было перенесено на территорию завода. Вместе с обучением персонала и внедрением новейших технологических решений, Россия создала базу для строительства газовозов ледового класса. Видимо, поэтому глава Правительства Михаил Мишустин поручил ССК «Звезда», «Совкомфлоту» и «Новатэку» создать дорожную карту по созданию индустрии для полностью отечественного производства этих судов в России. Срок исполнения — 1 августа 2023 года.
Мультипликационный эффект
Развитие отечественной СПГ-отрасли несет в себе огромный мультипликационный эффект. На момент 2022 года в индустрии было задействовано более российских 800 предприятий, а при учете динамичного роста, их количество увеличивается с каждым месяцем. Это сотни тысяч рабочих мест, перспективные технологии, образование и, в общем, экономический рост для всей страны. В части производства СПГ судов это тоже актуально — мировой флот за последние 20 лет вырос в 3,5 раза, причем 100 из них были спущены на воду с 2019 по 2022 гг. В прошлом году в мире насчитывалось 641 судно и 47 FSU (плавучих газовых хранилищ). Портал «Нефть Капитал» в своей аналитической статье указывает, что основными владельцами СПГ-флота являются страны-потребители газа. Это означает весомую долю влияния на рынке, а Российская Федерация и её СПГ-мощности выглядят аномалией. Впрочем, этому есть рациональное объяснение — в целом, освоение Заполярья и его промышленная эксплуатация является аномалией по мировым меркам, достаточно сказать, что Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом. Отечественные компетенции обеспечивают нам особое место в международной конкурентной борьбе за сбыт продукции.
А борьба предстоит жаркая — по словам главы «Новатэк» Леонида Михельсона, для удержания позиций на мировом рынке России потребуется поднять производство СПГ с 30 до 150 млн. тонн в год. Это должно парировать существенное сокращение поставок природного газа в Европу по трубопроводам. По словам экспертов, поставки по трубопроводу в Китай также пока не вышли на проектную мощность. В этом ключе развитие арктического СПГ с его потенциалом является одним из краеугольных камней сохранения позиций в мире, а также для дальнейшего роста. Кстати, развитие Северного морского пути также связано с СПГ индустрией, которая в скором времени выйдет на постоянный круглогодичный грузооборот по всей длине маршрута.
Читайте также Флот на воздушной подушке: жизнь СВП в Заполярье Арктические маршрутные такси с маршевыми винтами