«Решение общей задачи»: в Арктике пытаются справиться со снежными заносами на дорогах
Как в Арктике модернизируют транспортную инфраструктуру
25 октября 202125.10.21 // В Арктике повышают безопасность на дорогах. Сделать это непросто, учитывая суровые погодные условия в регионе. Год назад вступил в силу ГОСТ, который установил правила прокладки зимников. Это привело к снижению аварийности на дорогах. Сейчас в Арктике заняты поиском решения для борьбы с заносами. Одна из разработок ученых – установление транспортных коридоров на потенциально опасных участках.
Год с арктическим ГОСТом
До недавнего времени огромной проблемой в Арктике были устаревшие правила строительства дорог. Дорожники были вынуждены пользоваться ГОСТами, часть из которых была выпущена еще в советское время. Стандарты не обновлялись и не учитывали ни произошедшего за 30 лет технического прогресса, ни изменившегося за эти годы климата, ни то, что количество автомобилей на трассах выросло.
Год назад, в ноябре 2020 года, вступил в силу новый стандарт по обустройству и эксплуатации сезонных дорог и ледовых переправ на северных территориях и Заполярье. ГОСТ для зимников и ледовых переправ номер Р 58948-2020 был разработан в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
В документе были прописаны требования к сезонным трассам (зимникам). Во всех арктических регионах они создаются теперь по единым стандартам. Зимники должны быть оборудованы дорожными знаками, освещением, светофорами, шлагбаумами, а на часто заносимых участках дороги обязаны дежурить тягачи. Поскольку поломка автомобиля в Арктике может быть опасна для жизни, новый ГОСТ предписывает создать вдоль зимников места, где можно обогреться и сообщить о чрезвычайной ситуации.
По правилам нового ГОСТа, если по дороге проезжает до 500 автомобилей в сутки, то разрешенная для них скорость – не более 70 км/ч. Ширина зимника должна быть не менее восьми метров с двумя полосами для движения. При этом толщина льда на ледовых переправах не должна быть менее 18 см. Проехать по такому льду разрешается только машинам массой не более 4 тонн.
В числе других принимаемых для снижения аварийности на арктических автодорогах мер, новый ГОСТ способствовал уменьшению количества ДТП. Так, по данным ГИБДД, за четыре месяца 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на Ямале на 52,2% снизилось количество ДТП, на 41,2% - погибших и на 49,1% - пострадавших.
Транспортные коридоры для Норильска
При этом одним ГОСТом устранить все нештатные ситуации на дорогах невозможно. Например, справиться со снежными заносами. Из-за них часто движение по дорогам вовсе перекрывают, а на расчистку занесенных участков требуется время и привлечение дорогостоящей техники. Вопрос, как эффективнее устранить проблему, обсуждается большим количеством ученых и в России за рубежом. Уже год заняты его решением и исследователи Сибирского федерального университета в Красноярске. Для региона это очень актуально. Снежные завалы на дороге Норильск - Кайеркан - аэропорт Алыкель в Таймырском районе Красноярского края временами достигают 6 метров, парализуя движение и причиняя огромные неудобства.
"В связи с тем, что роза ветров, как и сила ветра, претерпела в районе Норильска значительные изменения, снегозащитные устройства, которые начали устанавливать в 1940-х годах, не справляются со своей задачей", - поясняет директор Института экологии и географии СФУ Руслан Шарафутдинов.
Недавно ученые СФУ объявили о первых результатах своих разработок. О проекте специального транспортного коридора для опасных участков на встрече с представителями производственного холдинга ТВЭЛ, входящего в госкорпорацию РОСАТОМ, рассказал руководитель департамента комплексного изучения Арктики Сибирского федерального университета Юрий Захаринский.
Транспортный коридор представляет собой набор соединенных между собой специальных теплоизоляционных ячеек - треугольных каркасов с натянутой ETFE-плёнкой. Представители ТВЭЛ пояснили, что ячейки будут изготовлены из новейших материалов. Плёнка при воздействии высоких температур плавится, но не горит. А сами ячейки пропускают 95% солнечного света, выдерживают перепады температур между внешним и внутренним контуром до 80 градусов Цельсия, а также значительные ветровые нагрузки.
Для того, чтобы опробовать разработанный проект в реальных условиях, необходим участок автомобильной дороги длиной хотя бы 100 метров. «Экспериментальный участок не должен иметь такое стратегическое значение, как автодорога Норильск-Алыкель. При этом для получения достоверных результатов он должен иметь близкие характеристики - ветровые и снеговые нагрузки», - пояснил Юрий Захаринский.
В ближайшее время предложения разработчиков холдинга ТВЭЛ рассмотрят эксперты СФУ и «Норильскавтодора». «Задача создания транспортной инфраструктуры соотносится с задачами, обозначенными в плане комплексного развития Норильска, поэтому у проекта, возможно, есть большое будущее», - резюмировал Юрий Захаринский.
К разработкам СФУ уже проявили интерес другие арктические регионы. «Мы всегда следим за научными и практическими достижениями коллег-дорожников из разных регионов для решения общей задачи и желаем, чтобы решение коллег из СФУ по автомобильной дороге Норильска нашло практическое применение с положительным результатом», – отмечал начальник технического отдела республиканского управтодора Якутии Сергей Копылов.
При написании статьи использованы материалы: газеты «Заполярная правда», агентства ТАСС, «КомерсантЪ», сайта правительства ЯНАО.
Читайте также Транспорт жизни: на какой специальной технике передвигаются по арктическому бездорожью Проверенные и новые разработки арктической спецтехники