Транспорт жизни: на какой специальной технике передвигаются по арктическому бездорожью
Проверенные и новые разработки арктической спецтехники
27 августа 2021Суровые природные условия в Арктике диктуют высокие требования к технике, которая перевозит людей и грузы. Она должна быть приспособлена к экстремальным погодным условиям, водным преградам, сугробам, а также соответствовать экологическим стандартам, чтобы не нанести вред природе. В России уже существует техника, которая зарекомендовала себя в условиях заполярного бездорожья. При этом разрабатываются и новые модели.
"Рабочие лошадки" Севера
На отечественном рынке можно встретить вездеходы самых разных моделей, выпускаемых российскими компаниями. Если в советское время по тундре и болотам ездили в основном на гусеничной технике, то в последние десятилетия все большую популярность приобретают вездеходы на шинах низкого давления. Производством таких вездеходов занимается научно-производственная фирма «ТРЭКОЛ», Название компании расшифровывается как «ТРанспорт ЭКОЛогический» - из-за шин низкого давления вездеход ездит по тундре мягко, не повреждая мох.
Трэколы – одни из самых первых снегоболотоходов, появившихся в России в свободной продаже в 1990-х годов. И они же с тех пор остаются и самыми популярными. Производственные мощности компании находятся в подмосковных Люберцах. Ежегодно выпускается более 350 единиц техники.
Из популярных моделей в настоящее время стоит выделить ТРЭКОЛ-39294 – это плавающий шестиколёсный вездеход. В машине может ездить 8 человек, и она может развивать скорость до 70 км/ч. Такую скорость они могут развивать по асфальту. А вот по неровной поверхности они могут двигаться более спокойно, что позволяет им преодолевать и болотные кочки, и ледяные торосы, и поваленные деревья. Также существует четырехколесный вездеход ТРЭКОЛ-39041 с кузовом хорошо знакомого каждому россиянину УАЗика и другие модели.
Благодаря широкому выбору моделей компании удается предложить свою продукцию разным категориям потребителей. Именно в этом и заключается залог выживания на рынке по производству вездеходов в наше время. Так, модели «Лесник» предназначены для рыбной ловли, охоты, любителей активного отдыха, туристов. Модель «Скорая помощь» предназначена для медиков. Она позволит врачам добраться даже в самые отдалённые и труднодоступные места Арктики. Модель «Хаски» используется нефтяниками, службами МЧС, геологами. В последние несколько лет компания «ТРЭКОЛ» вышла и на очень перспективный военный рынок.
"Менялся внешний облик машин, технические параметры. Сегодня «ТРЭКОЛ» находится на новом этапе. Модельный ряд получает новый яркий дизайн, новаторские конструкторские решения, которые по достоинству оценят покупатели", - говорят в компании.
"Препятствие - есть путь"
"Препятствия не преграждают путь, препятствия есть путь!» - такой девиз содержится на странице компании "Шерп". Вездеходы, которые она производит, легко преодолевают препятствия высотой до 1 метра. Шестиступенчатая коробка передач и пневмоциркулярная подвеска обеспечивают маневренность и устойчивость вездехода. ШЕРП Макс относится к классу амфибий и способен выбираться из воды на лед.
С 2020 года ведется серийный выпуск арктического вездехода «Шерп». На платформу вездехода можно установить даже электростанцию или буровую установку. «Шерп» можно использовать для укладки кабеля, перевозки рабочих, отправляющихся на вахту. То есть круг потенциальных покупателей такой техники очень широк.
По словам начальника экспериментально-испытательного отдела компании «Шерп» Александра Чикина, данная машина впервые была представлена публике несколько лет назад в городе Торонто. "Наши машины продаются по всему миру. Самый крупный зарубежный рынок — это Канада, где у нашей компании своё представительство и развёрнут небольшой сборочный завод. Кроме того, наша продукция поставляется в страны Европы, Южной Америки, Африки, а также в Австралию. Но основные клиенты сосредоточены, конечно же, в России», - рассказал Александр Чикин.
Снегобайк с дизайном из будущего
В стадии разработки также находится и новые машины для Арктики. Так, Российская Научная школа арктического дизайна разработала снегобайк и арктический «дом на колесах».
Научная школа арктического дизайна была организована еще в советские годы на базе Уральского архитектурно-художественного государственного университета. Школа прошла большой путь от студенческого турклуба к научно-учебному подразделению при Сибирском центре промышленного дизайна и прототипирования Национального исследовательского Томского государственного университета. Она разрабатывает целый ряд оригинальных транспортных проектов, призванных облегчить передвижение по северному бездорожью.
Что такое снегобайк? Это вездеходный транспорт, довольно скоростной и маневренный, он способен проходить по пересеченной местности и доставлять туристов прямо к нужному объекту – месту гнездования птиц, подножию горы, устью реки и т.п. Существующий прототип уже был протестирован в разных частях России, причем не только на Севере (в тундрах и горах Мурманской области), но также и на Северном Кавказе.
Снегобайк, он же электрический мотоцикл, легко отремонтировать в случае непредвиденной поломки. Это очень важно – ведь выход из строя транспортного средства в глуши без возможности вскоре продолжить движение потребует недюжинных усилий по эвакуации туристов – на других вездеходах, если они окажутся поблизости, а если нет – то на вертолете, что очень затратно. К тому же, не стоит забывать, что застрявший байк может быть попросту брошен хозяевами в болоте или сугробах снега ввиду невозможности его вывоза. А техника это недешевая, поэтому возможность быстрой починки и запаса на борту всех необходимых запчастей особо важна. Производители обещают именно легкость ремонта сделать одной из главных «фишек» нового транспортного средства.
Чтобы потенциальные покупатели были больше заинтересованы в покупке этой экзотики, внешний вид снегобайка сделали футуристическим, он напоминает транспорт будущего из голливудских фантастических фильмов. Варианты дизайна имеют свои названия: «птичка-невеличка», «конек-горбунок». Ожидается выпуск опытной партии в 100 снегобайков и использования их для экскурсий по национальным заповедникам Севера России.
Снегобайк легко ремонтировать, говорит о достоинствах разработки старший научный сотрудник НИ ТГУ, директор школы Светлана Кравчук.
"Заказчик пришел к нам с готовым прототипом, отработанной и протестированной конструкцией, и конкретной задачей - сделать привлекательную "оболочку". Решаемая проблема была обозначена так: данный вид транспорта практически не имеет аналогов, и поэтому пока нет понимания, где такой транспорт может пригодиться. Поэтому решено было начать с самой "легкой" сферы - сферы туризма, где можно протестировать самые разнообразные и смелые дизайнерские решения, выявить потребительские предпочтения, понять, как "встроить" это транспортное средство в культуру той или иной местности. В настоящее время ведется разработка варианта снегобайка для производства малой серии в 100 экземпляров", - сказала она.
Также планируются к выпуску и другие транспортные средства, как, например, вездеход для езды по сельской местности, и «дом на колесах», или автокемпер.
Арктический «дом на колёсах»
«Автокемпер» планируют сделать электрическим, запаса энергии будет хватать на трое суток, то есть жить автономно на природе неделями с его помощью не получится. Вот что говорят про дом на колесах повышенной проходимости в самой Школе арктического дизайна:
«Этот внедорожный кемпер является основой для лагеря быстрого развертывания, который включает в себя жилой модуль и дополнительное оборудование. Это относительно невысокий отсек с кухонной зоной в багажном отделении и приподнятым элементом крыши (люком) для увеличения внутреннего пространства. Внутреннее жилое пространство зонировано: зона пассивного отдыха и сна, зоны хранения различного объема, санузел».
Хотя уже сейчас можно найти в интернете предложения некоторых турфирм о вездеходных турах по Арктике, количество их пока ограничено, а цена – довольно высока. Разработка экспериментальной техники для путешествий по российской Арктике и внедрение ее в турбизнес - направление очень перспективное. Это позволит улучшить быт местных жителей, привлечь в регион большое количество туристов, демонстрируя им недоступные до этого направления и маршруты, а в будущем, в случае постановки моделей на серийное производство, – выход на перспективный международный рынок транспортных средств арктических стран.
При подготовке статьи использованы материалы издания "Люберецкая панорама", RT, агентства ТАСС
Читайте также На Ямале открылось движение по трассе Салехард-Надым Трасса соединяет восток и запад региона