Охота на мамонта: бизнес или браконьерство?
За «рогами» к чёрту вечной мерзлоты
15 мая 2023Охота на мамонта в Якутии за несколько лет превратилась из экзотического бизнеса, находящегося в «серой зоне» законодательства, в одну из респектабельных, но еще до конца не сформировавшихся сфер арктической экономики. Только за 2021 год легальная добыча бивня мамонта составила 160 тонн, что, по данным Министерства промышленности и геологии Республики Саха, является ростом на 61% по сравнению с предыдущими двумя годами. За это время появилась обязательная сертификация «охотников за белым золотом» и их добычи, а также система контроля за реализацией продукции. Региональное руководство также вкладывает средства в стимулирование переработки бивней в Якутии, планируя нарастить объемы до 4 тонн в год, а в перспективе — перерабатывать столько, сколько удастся добыть.
Ископаемые зубы арктических слонов
Согласно данным российских ученых, около 80% мамонтов мира покоятся в вечной мерзлоте Якутии, что составляет около 500 тысяч тонн костей. Основные находки совершаются на территориях Усть-Янского, Абыйского, Анабарского, Верхоянского, Булунского, Аллаиховского, Нижнеколымского, Среднеколымского, Верхнеколымского и Оленекского районов. Бивни можно найти на дне и по берегам рек, озер, болот; в оврагах и тундре. Для их поиска требуется много времени и сил, а может понадобиться и специальное оборудование. Некоторые охотники на мамонтов вынуждены нырять с аквалангом на дно мутных ручьев с водой, температура которой не превышает 10°С. За один день ныряльщики могут совершить до пяти погружений длительностью около часа, при этом не найти целого куска бивня. Прочие кости древней мегафауны ценятся очень низко и обычно выбрасываются обратно в воду. Охотники тщательно охраняют «месторождения» мамонтовых бивней, но и там удача их ждет нечасто. Другие «старатели», не обладающие техническими изысками, обычно ищут «естественные» выходы костей, предпринимая экспедиции в глубь тундры на многие сотни километров. Именно для них и была разработана государственная сертификация промысла, позволяющая добывать и продавать бивни. Средняя стоимость 1 килограмма бивня высшего сорта составляет около 35 000 рублей. При учете того, что один бивень весит около 80 кг, то удачная находка может принести до 2,8 миллиона рублей. Местные жители называют бивни «рогами».
До недавнего времени мамонтовые бивни находились в «серой зоне» закона «О недрах». Он попросту не описывал их добычу и статус, а значит, и не было никакого регулирования процесса их коммерческой реализации. Затем были внесены поправки, которые разрешили сбор мамонтовой фауны как вид традиционного промысла коренных народов Севера.
В 2022 году на территории Республики Саха были зарегистрированы 739 лицензий на сбор бивней, принадлежащих 113 недропользователям.
Впрочем, законодательная база нуждается в дополнительной разработке, поскольку существует ряд противоречащих друг другу норм. Так, в законе о «О ввозе и вывозе культурных ценностей» мамонтовые бивни определены как культурная ценность, а в законе «О недрах» — как минеральное сырье, что порождает административные трудности. Также развивается и процедура маркировки и реализации бивней, сертификации субъектов хозяйственной деятельности и т.д. Так, в конце прошлого года руководитель Федерального агентства по недропользованию Евгений Петров предложил расширить лицензию на добычу бивней мамонта с 1 года до 5 лет. По его словам, ежегодные визиты недропользователей в Якутск очень сильно бьют по карману предпринимателей, что может спровоцировать их отток в теневой сегмент. Впрочем, судя по росту объемов легальной добычи и реализации бивней, совместная работа Правительства Республики Саха и федеральный властей даёт свои плоды, и этот рынок становится все более цивилизованным.Pro и contra мамонтова дела
Государственное регулирование добычи бивня мамонта важно не только с точки зрения сбора налогов, контроля финансовых потоков и стимулирования занятости в удаленных регионах страны. Нелегальная добыча мамонтовых бивней наносит ощутимый вред природе, поскольку она часто ведется с помощью мотопомп на территории заповедников. Вместо проведения раскопок или затяжных погружений на дно рек, браконьеры размывают вечную мерзлоту с помощью направленных струй воды, таким образом, добывая бивни. Это наносит непоправимый ущерб тундре, превращая её участки в гиблые болота и стимулирует таяние вечной мерзлоты. По словам депутата Ил Тумэна Сахамина Афанасьева, на подобный вид добычи не существует лицензии. Он предлагает расширить регулирование рынка, включив особые пункты ответственности в КоАП за применение «варварских» методов поиска бивня мамонта.
Также отдельные экземпляры бивней имеют научную ценность и могут быть классифицированы как объекты культурного наследия, что исключает их коммерческую реализацию. Весной 2023 года одно за другим прогремело два громких дела — задержание в Санкт-Петербургском аэропорту Пулково иностранной гражданки с бивнями мамонта в багаже, а немногим ранее предотвращение вывоза почти тонны сырья через московский аэропорт Шереметьево. Бивни мамонтов были отправлены на государственную экспертизу, а в отношении фигурантов дела ведется проверка. Российские власти активно ведут борьбу с контрабандой бивня мамонта, одновременно создавая понятные и легальные каналы реализации добытого сырья. Полная легализация промысла и понятные «правила игры» — это задача, которая решается прямо сейчас.