Морозоустойчивость как бизнес: что такое тюнинг автомобилей для Крайнего Севера
Долго, дорого и сложно
11 июля 2023Жизнь автомобилиста за Полярным кругом — это сага о противостоянии человека и природы. Суровый арктический климат существенно усложняет эксплуатацию автомобиля в городских условиях, а на длительном маршруте может стать и вовсе смертельной угрозой. Адаптация машины к Заполярью стала частью быта и прибыльным бизнесом для ряда российских компаний.
«Вечный двигатель»
Основной враг автомобиля на Севере — экстремальный холод. Когда температура опускается ниже -35°С, начинаются проблемы: загустевает масло в основных агрегатах, резиновые элементы становятся «дубовыми», замерзают стойки, существенно возрастают теплопотери. При эксплуатации автомобиля при температуре ниже -40°С нагрузка на двигатель увеличивается на 25%, что существенно снижает его ресурс и беспроблемную длительность эксплуатации. Если автолюбитель оставляет своего железного коня на улице в холода хотя бы на ночь, утром аккумулятор может сказать прощальное «ку-ку», отправившись в лучший мир с более благоприятным климатом.
Для борьбы с холодами в Заполярье используют автоодеяло из негорючих материалов, которое снижает теплопотери двигателя по время работы; моторное масло, антифриз и тормозная жидкость для холодного климата, аккумулятор путешествует вместе с владельцем, а на автомобиль одевают портативный гараж. Это тент из ветрозащитной и плохо горящей ткани, которая может поддерживать приемлемую температуру внутри на протяжении около 10 часов. Неплохо также иметь в своем распоряжении тепловую пушку, которая позволяет «разморозить» автомобиль в каком-нибудь замкнутом пространстве. Некоторые автомобилисты наклеивают второй слой стекол, создавая кустарный стеклопакет для снижения теплопотерь и запотевания. Днище автомобиля также укрепляют негорючими тканями. Распространенной практикой в холода является непрерывная работа двигателя, который не выключают многие дни подряд. Все это создает постоянный спрос на комплектующие и расходники для автопарка приполярных территорий, который с учетом развития экономики АЗРФ, нуждается в своих поставщиках.
Важно оговориться — Заполярье не одинаково по природным условиям, и в Мурманске автолюбителям приходится существенно проще, чем в Салехарде или, тем более, Тикси. Впрочем, везде работает основное правило: чем дальше от города вы находитесь, тем внимательнее надо следить за автомобилем. В предыдущем абзаце мы говорили о способах эксплуатации обычного автомобиля в заполярном городе или, в крайнем случае, на междугородних трассах. На подавляющем большинстве же территорий АЗРФ обычным автомобилям придется очень туго. Машина должна быть либо простой и ремонтопригодной в ближайшем сарае, либо специально подготовленной. Последний вариант стоит дорого, но является одним из перспективных направлений развития отечественного предпринимательства в контексте интенсивного роста экономики АЗРФ.
Автотюнинг для Крайнего Севера
Было бы изрядным лукавством называть работу компаний, готовящих автомобили для условий Арктики, словом «тюнинг». Их проекты скорее можно определить как комплексную доработку автомобилей до соответствия арктическим параметрам. К примеру, российское подразделение компании Arctic Trucks, расположенное в Красноярске, дорабатывая пикап Toyota Tundra изменила геометрию кузова в передней части, расширила колесные арки, добавила проставки передних и задних амортизаторов, поставила новые бампера и шины 37 X 12.5” на алюминиевых дисках. В других проектах появляются лебедки, автономные системы отопления, нередко подвергаются замене амортизаторы и элементы подвески в машинах. В целом, можно отметить, что Arctic Trucks готовит автомобили не столько для экспедиционных условий и бездорожья, сколько для комфортной гражданской езды в Арктике. Дополнительная проходимость, усиленный кузов и силовые узлы позволяют без особых проблем путешествовать по относительному бездорожью, что подойдет, к примеру, руководящим кадрам для инспекции удаленных объектов.
Для настоящего заполярного бездорожья требуется более существенная доработка. К примеру, компания Saiman Motors предлагает клиентам установку дополнительных баков, защиты важных узлов на днище, автономное отопление, спальных модулей, изменение прошивки автомобиля и т.д. Это уже специализированная доработка под экспедицию, которая позволяет отправиться в тундру на месяцы. Такие автомобили часто заказывают компании для перевозки туристов в удаленные регионы, сами путешественники или же местные компании, чьи объекты находятся на большом удалении от цивилизации. Наибольшей популярностью для «арктического тюнинга» пользуются японские внедорожники, УАЗ Патриот и... родная «буханка». В ситуации, когда критически важна надежность автомобиля и возможность его ремонта подручными средствами, сложные двигатели становятся скорее обузой, чем преимуществом. Тем не менее, доля отечественного автопарка в качестве основы для тюнинга легковых автомобилей очень невелика. Другое дело — спецтехника.
Да, второе магистральное направление автомобильного тюнинга для Крайнего Севера — это доработка спецтехники, в основном грузовиков, экскаваторов и кранов. Тут требуются основательные изменения, которые существенно повышают эксплуатационные характеристики машин. К примеру, в «Северный пакет» компании «СпецДорАвто» входят: замена пластиковых трубок пневмосистемы и системы питания на медные, установка блока подогрева топливопроводов, утепление кабины водителя с помощью жидкостных змеевиков с тосолом и дополнительного слоя теплоизоляции, наклеивание второго лобового стекла и т.д. Основной упор компания делает не на проходимость и живучесть, а на сохранение жизни и здоровья водителя в условиях экстремального холода вместе с обеспечением работоспособности всех ключевых агрегатов. Среди «тюнингованной» грузовой техники в Арктике много продукции отечественных заводов.
Вакантная ниша
Удивительно, но в числе резидентов АЗРФ компаний, которые занимались бы автотюнингом, нет. В 2021 году в Якутии предприятие «Восход» открыло станцию обслуживания автомобилей в Тикси, есть несколько заправок и сетей придорожного обслуживания. С одной стороны причины подобного понятны — доставка запчастей в Заполярье увеличит их стоимость до космической величины, хороших специалистов по ремонту и тюнингу никогда не было много, да и потребность в тюнинге автомобилей в основном возникает у предприятий и путешественников, в то время как рядовой заполярный автолюбитель продолжает ездить на серийных авто. Впрочем, вместе с развитием инфраструктуры АЗРФ цены на логистику в регионе должны существенно снизиться, что откроет перспективные ниши по доработке автомобилей непосредственно на Крайнем Севере. Возможно, «арктический тюнинг» на местах станет более распространенным явлением, благо потребность в нём есть.
Читайте также Арктические дороги: тундра против человека Тихое вредительство вечной мерзлоты