Инвестиционный портал Арктической зоны России

Мороз ниже -50°С? Поехали!

На улицах Норильска появились северобусы

3 сентября 2022

По дорогам заполярного города теперь будут ходить северобусы: Норильск закупил сразу два десятка машин, разработанных «Группой ГАЗ». Северное название получили 20 новых утепленных ЛиАЗов, скомплектованных специально для суровых условий Арктики. Переход на северобусы – часть транспортной реформы самого крупного в мире города с населением свыше 150 тысяч человек.

Автобусам ЛиАЗ-5292 специальной комплектации не страшны северные морозы – они могут надежно работать даже при экстремально низких температурах. Для этого в пассажирском салоне установлены сразу четыре радиатора мощностью 7,5 кВт каждый и еще один, отдельный – в кабине водителя. На накопительной площадке тепла добавляет конвектор, запитанный от системы охлаждения двигателя. От морозного воздуха защищают двойные стеклопакеты и дополнительный слой утеплителя. Термоизоляция установлена и на все ключевые узлы, – такие, как аккумуляторный отсек или коммуникации под днищем автобуса. А утепленный моторный отсек позволяет сократить время прогревания двигателя, что принципиально важно, когда температура опускается ниже -50°С. При этом сам мотор имеет повышенную мощность – 310 лошадиных сил. Раньше такие устанавливали только на автобусы-«гармошки», однако теперь «Группа ГАЗ» решила, что автобусу, предназначенному для перевозки людей в Арктике, понадобится запас мощности.

Стандартный ЛиАЗ-5292 рассчитан на перевозку 111 человек. Северобус может перевозить столько же пассажиров, но число посадочных мест в нем увеличено до 30 за счет особой компоновки салона. Изменения внесены по пожеланию заказчика – администрации Норильска.

В суровом заполярном климате особенно важна доступность общественного транспорта для маломобильных пассажиров. Поэтому все новые автобусы – низкопольные, с системой книлинга, а в пассажирской части салона выделены специальные места для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Фото: Агентство развития Норильска

Усовершенствована и система видеонаблюдения: за безопасностью в салоне следят сразу 8 видеокамер. У каждой двери установлены валидаторы – устройства для считывания проездных или банковских карт. Работают система позиционирования ГЛОНАСС, электронные рейсоуказатели и цифровые тахографы. А еще все северобусы оснастят системой мониторинга движения – она будет предоставлять информацию о маршруте и положении автобуса, чтобы норильчанам не приходилось подолгу стоять на остановках.

Северный характер новых машин подчеркивает эксклюзивный дизайн. Прямые линии, кристаллы льда – все напоминает о том, что перед вами не обычные автобусы, а именно северобусы. А модернизированная стеклопластиковая маска с вертикально расположенными фарами говорит о родстве с электробусами ГАЗ – раньше только они отличались подобным дизайном.

Северобусы безопасны как для пассажиров, так и для хрупкой природы Арктики – это машины высокого, пятого класса экологичности. С доставкой каждая из них обошлась бюджету в 11,2 млн рублей. Сейчас завершается процедура комиссионной приемки северобусов. После постановки на учет в ГИБДД и получения государственных регистрационных знаков они будут переданы МУП «НПОПАТ» и выйдут на городские маршруты.

Преимущества северобусов уже оценили в других арктических регионах России. Правительство Мурманской области закупило 71 автобус ЛиАЗ-5292, специализированный для Заполярья.

Норильск появлением северобусов обязан проекту Агентства развития Норильска (АРН), реализующего транспортную реформу. Во всех районах заполярного города уже появились первые теплые остановки, и теперь норильчанам не приходится мерзнуть в ожидании своего маршрута. В павильонах продуманы даже такие детали, как автоматическое открытие дверей. А за тем, что происходит внутри остановок и вокруг них, следит с помощью камер видеонаблюдения диспетчерская служба.

Теплые остановки и северобусы – лишь часть транспортной реформы Норильска. В городе разрабатывают новую схему и удобный график движения общественного транспорта, оптимизируют маршрутную сеть, создают новые транспортные развязки и вводят систему скидок. А в следующем году здесь планируют внедрить принципиально новую схему работы с перевозчиками. Им больше не придется устраивать гонки на улицах, чтобы собрать как можно больше пассажиров, жертвуя качеством сервиса.

«В 2023 году мы хотим перейти к системе брутто-контрактов – просчитанной экономической модели, когда перевозчик получает полную сумму по договору на перевозку только в случае выполнения услуг в полном объеме. Это значит, что рейсы выполняются вовремя, автобусы чистые, водители, условно, все в униформе и так далее. Своего рода переход количества в качество», – объясняет директор АРН Максим Миронов.

Главное фото: Е. Стренадко Читайте также «Решение общей задачи»: в Арктике пытаются справиться со снежными заносами на дорогах Как в Арктике модернизируют транспортную инфраструктуру

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ