Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Made in Arctic

Какими товарами может обеспечить Арктика российский рынок?

28 сентября 2021

28.09.21 // Арктическим регионам есть что предложить потребителям в центральной части России. Прежде всего это продовольственные товары. Уже сейчас некоторые из них появились в крупных торговых сетях и обрели своего покупателя. Однако пока раскрученных «северных» брендов не так много.

Вкус Арктики

Сколько продуктов, сделанных в Арктике, вы сможете вспомнить навскидку? Наверняка это будет мороженое «Арктическое» – пломбир с добавлением черники от компании «Холод-Славмо» (бренд «Мороженое Карелии»). Оно продаётся в крупных торговых сетях.

Возможно, это будет продукция компании «Эко-Таймыр», работающей на рынке больше 10 лет. Она выпускает деликатесы из оленины – вяленое, копченое оленье мясо, колбасы, полуфабрикаты и снеки из него; продает и свежую оленину, работает с рыбой и морепродуктами, северными дикоросами. Продукты от «Эко-Таймыра» продаются в нескольких магазинах Красноярска и доставляются в разные регионы России.

Мурманская компания «Хибинский чай» поставляет оптовикам травяные сборы на основе иван-чая (он же кипрей узколистный). На сайте компании подробно расписаны особо полезные свойства растущего именно на севере иван-чая.

Спросом у туристов, приехавших в Мурманскую область, пользуется шоколад «Медведица» с добавлением соли из Баренцева моря, ламинарии, северных ягод – его производство открыли супруги Маргарита и Роман Лесковы. «Наша идея оказалась успешной и востребованной, потому что пошла, если можно так это назвать, гастроволна – и мы попали в неё, стали её частью», – делится секретом успеха семейного бизнеса Роман Лесков.

Нарасхват в разных регионах страны сейчас варенье и соусы из морошки, брусники, черники и клюквы от компании «Кольский край», а также чипсы из ягеля «Вкус Арктики» – их впервые внедрил в меню собственного гастробара «Ягель sky» ресторатор и шеф-повар Алексей Ермаков из города Полярные Зори. Он тоже связывает «взлет» своего продукта с популярностью гастротуризма и всплеском интереса к арктической экзотике в целом: «Гастротуризм – отдельный вид путешествий, и есть большое количество людей, которые отправляются в путь, чтобы попробовать аутентичную еду из локальных продуктов. И их можно понять, ведь гастрономия – это целая философия, начиная с запахов и вкусов, внешнего вида», – считает Алексей Ермаков.

В целом в регионах Арктической зоны сейчас работают около 200 предприятий, занимающихся производством или переработкой продуктов из полученного там сырья. Но почему известными на всю страну становятся лишь немногие товары? Или предпринимателям вполне хватает региональных рынков?

Туризм + информация

По мнению Олеси Кужель, специалиста Проектного центра развития Арктики (ПОРА), развитие гастротуризма, проведение гастрономических фестивалей и прочих подобных событий прямо влияет на востребованность продуктов, произведенных на севере. На данный момент это туристическое направление максимально развито в Архангельской и Мурманской областях, Карелии, Ненецком автономном округе – там и успешных бизнес-проектов в сфере производства «арктических» продуктов больше всего. Но, как считает эксперт, в этих регионах некоторые предприниматели сами не особенно хотят расширять рынки сбыта.

«Мы общались с очень большим количеством производителей из всех девяти (Арктических – Прим. ред. Arctic Russia) регионов, и никто из них не жаловался на плохие продажи, отсутствие поддержки со стороны администрации и пр. Более того, мы несколько раз слышали от представителей из разных регионов, что они не слишком заинтересованы в выходах на другие рынки, так как своей продукцией они как раз покрывают нужды своего региона», – отмечала Олеся Кужель.

Однако, по мнению других экспертов, далеко не все зависит от желания или нежелания предпринимателей. Есть проблемы, объективно мешающие им развивать свое дело. Одна из них – отсутствие информации о товарах у потребителей: многие из них мало знают о продукции из северного сырья, ее пользе, о том, где ее можно купить.

«Считается, что морская кухня есть только на Дальнем Востоке, но в Мурманской области есть свежие морепродукты, а расстояние от Москвы составляет всего 2 тыс. км, это большое преимущество. Дело только в рекламе региона, в информированности туристов», – уверен президент Федерации рестораторов и отельеров РФ Игорь Бухаров.

Долгая дорога

Но, пожалуй, самая острая проблема в данном случае – транспортная доступность северных населенных пунктов и логистика. Причем проблема эта двойная: с одной стороны, крайне сложно доставить нужное оборудование к местам, где, собственно, и добывается или перерабатывается сырье. Поэтому в северных поселках работают по старинке, а этого мало для выхода на большие рынки. Об этом, в частности, в интервью сайту Arctic Russia подробно рассказала Ирина Светлякова, директор компании «Натуральные продукты Арктики», которая сейчас запускает проект по глубокой переработке субпродуктов из оленины.

«У нас до сих пор очень мало перерабатывающих заводов с высокой добавочной стоимостью. Большинство продукции идет на внутренний рынок и не выходит за пределы региона <…> Также некоторые колхозы проводят убой очень далеко от Нарьян-Мара. Поэтому производить дополнительную сырьевую продукцию, хранить и доставлять ее оттуда становиться уже невыгодно без поддержки властей, которые сейчас субсидируют лишь доставку мяса, а не субпродуктов», – говорила, в частности, она.

У проблемы есть и обратная сторона: пока продукция арктического производителя доберется до прилавка, ее стоимость из-за долгой и дорогой логистики может вырасти вдвое. Вместе с тем, транспортная и логистическая проблемы в Арктике постепенно решаются: развивается дорожная сеть, авиация, портовая инфраструктура, Северный морской путь, что в дальнейшем позволит сократить сроки и стоимость доставки грузов.

Кроме того, с развитием телекоммуникационных систем большое количество «арктической» продукции можно уже сейчас найти в интернете, как на сайтах самих компаний, так и на маркетплейс-платформах. В этом случае производителю не нужно вести всю партию продукции, а достаточно отправить заказ любым доступным способом конкретному покупателю, который при этом возьмёт затраты на доставку на себя.   

При написании материала использованы данные агентства ТАСС, сайта goarctic.ru, материалы газеты «Известия».

Читайте также Арктические дикоросы: сбор, переработка, производство Как природные богатства Арктики позволяют организовать уникальные производства

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ