Косторезы Заполярья: миниатюрный олень из кости мамонта
Природное искусство Крайнего Севера
24 мая 2024Российская Арктика является домом для нескольких школ косторезного искусства, возраст которого сравним с самим существованием человечества. Наши далекие предки в каменном веке упражнялись в создании произведений искусства из доступных материалов, и кость была одним из главных. Народы Севера пронесли это мастерство через столетия, сформировав неповторимый стиль Крайнего Севера. Сегодня они признаны на международном уровне, соревнуются с мастерами из других стран — так, недавно стали известны имена участников международного конкурса-выставки «Душа Севера», который пройдет в середине августа в Новом Уренгое. Там можно будет познакомиться с работами мастеров Ямала, Чукотки, Якутии, Камчатки, Тувы и других регионов России, а также оценить мастерство косторезов из Монголии, Кыргызстана, Китая, Казахстана и других стран.
Изначально традиция резьбы по кости на Севере была исключительно народной. Самый доступный материал для поделок превращался в иголки, расчески и другие бытовые предметы так же часто, как и в амулеты, украшения и даже доспехи. Первые находки на территории Ямала и Чукотки датируются II-I вв. до н.э. — использовали кости оленей, клыки моржей, позвонки китов, в общем, все, что оставалось после разделки туши шло в дело. Косторезы изображали животных, фигурки людей и духов, украшали затейливой резьбой повседневную утварь. Кстати, чукчи с удовольствием делали костяные ламелярные панцири, начиная с середины XVII века, сражаясь в них против друг друга и соседних народов («Военное дело чукчей». Александр Константинович Нефедкин). Естественно, ни о какой особой «северной» школе не было и речи, но затем, вместе со становлением советского присутствия в Арктике, были сформированы несколько направлений, сосредоточившихся на отражении наследия того или иного народа. Вмешательство урбанистической цивилизации и научного метода привнесли некое стилистическое единство внутри одного стиля.
Одним из них является холмогорская косторезная школа, находящаяся на территории Архангельской области. Это и направление искусства, и полноценное образовательное учреждение, дающее официальную профессию костореза. Она была создана в 1930-е годы, и в её музее хранятся работы учеников уже почти столетней давности. Здесь учатся 2 года и 10 месяцев, а поступать можно сразу после девятого класса. Любопытно, что программа преподавания была разработана Николаем Дмитриевичем Буториным, чье имя школа носит и по сей день. В его работах нашли отражение традиционные народные мотивы русского Севера, органично переплетающиеся с образами российской истории.
Холмогоры. Фото: пресс-служба Холмогорского училищаВ других арктических регионах резьба по кости как преподается в рамках программ среднеспециальных образовательных учреждений, так и передается от мастера к ученику «традиционным» способом. В 2022 году в Салехарде открыли «Ямальскую косторезную школу», которая принимает учеников с 11 до 14 лет. Ямальская школа считается несколько изолированной, развивающейся по собственным законам, а в якутской чувствуется наследие основателей. Её создали переселенцы в XVII веке, перенеся свой опыт резьба по дереву на новый материал — мамонтовую кость. Сегодня произведения искусства из этого материала пользуются огромным спросом в России и за рубежом, выставляются на аукционах. Работать со столь редким и ценным материалом для каждого мастера является и большой удачей, и огромной ответственностью.
Гордостью Чукотки является Уэленская косторезная школа. Она сформировалась в 1931 году, став одним из крупнейших центров сохранения и воспроизведения искусства коренных малочисленных народов Севера. Этому предшествовало почти десятилетие объединения местных мастеров в небольшие мастерские, внутри которых народный промысел начал приобретать черты искусства. Сегодня мастеров Уэленской школы знают во всем мире, а их работы, изображающие сцены охоты, бытовые зарисовки и животных, регулярно занимают призы на соревнованиях. Важно отметить, что в их работах нашли свое отражение два народа — чукчи и эскимосы. Их многовековая совместная жизнь нашла отражение во взаимопроникновении традиций, обмене опытом и общем наследии. В последние годы идет восстановление косторезного наследия народов Таймыра. Долганы, эвенки, нганасаны начали формировать свой уникальный стиль с 1994 года, и уже в XXI веке их работы стали полноправными участниками российских и федеральных конкурсов.