Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Комплексное развитие Заполярья: какие задачи стоят сегодня на повестке дня?

Итоги международной конференции «Арктика-2023»

10 марта 2023

Сотрудничество бизнеса и государственных структур в Арктике является одним из краеугольных камней развития заполярных регионов. Ответственное партнерство позволяет реализовывать масштабные проекты, модернизировать инфраструктуру и улучшать качество жизни людей. Восьмая международная конференция «Арктика-2023», проводимая на базе Торгово-промышленной палаты РФ, была посвящена обсуждению актуальных вопросов устойчивого социально-экономического развития и освоения земель за Полярным кругом, увеличения объемов инвестиций и стимулирования научно-технического прогресса.

Одним из наиболее обсуждаемых вопросов в рамках форума стало будущее логистики Арктики, в частности, «северного завоза». Так называется комплекс мероприятий, направленный на доставку грузов в удаленные регионы Заполярья. Он существовал еще со времен СССР, но только в 2023 году сам термин «северный завоз» появился в юридической практике государства. Сегодня идет процесс формирования принципиально новой системы управления транспортировкой жизненно важных грузов в Арктике: в рамках грядущего федерального закона «О северном завозе» будет создан единый оператор, обеспечивающий управление доставкой на всех уровнях от формирования заказов до обслуживания судов. В марте 2023 года продолжается обсуждение законопроекта в Государственной Думе — участники форума в своих рекомендациях федеральным и региональным органам власти отметили необходимость формирования единого и всеобщего характера новой системы «северного завоза».

Важным пунктом обсуждения стало и создание новых видов транспорта для арктических регионов. Существующие технические решения имеют ограниченную эффективность в условиях низких температур, вечной мерзлоты и тундры, в то время как потребность в серийном транспорте, особенно для удаленных регионов, сохраняется. В рамках мероприятия были предложены ряд решений, в том числе арктический автобус, разработанный специалистами автомобильного завода «Урал» в сотрудничестве с МГТУ им. Баумана, ЮРФУ и Минобрнауки РФ. В его конструкции использованы морозостойкие материалы, возможность установки не только бензинового двигателя, но также и электрического, и работающего на газу. Использование различных источников энергии позволяет существенно снизить нагрузку на экологию, а также подстроить автопарк под текущие возможности каждого конкретного региона.

Также обсуждались вопросы развития спутниковой группировки, которая в перспективе сможет работать не только как «ледовый навигатор» для судов Севморпути, но и помогать пилотам малой авиации. Для последней было предложено внедрить ряд принципиально новых механизмов, которые должны обеспечить рост отрасли. Среди них — внедрение механизма саморегулирования, а также увеличение бюджетного финансирования. Участники форума выступили за создание государственной программы обновления регионального парка малой авиации, реконструкции аэродромов и взлетно-посадочных полос, а также за то, чтобы закрепить в законодательстве понятие «малая авиация». Прозвучали идеи развития железнодорожной сети в Заполярье: так, в резолюции участники форума отметили необходимость «обратить особое внимание на развитие железнодорожной инфраструктуры для обеспечения связи со строящимися и планируемыми к строительству железнодорожными магистралями».

Помимо логистики на форуме обсудили режим функционирования преференций для резидентов АЗРФ и возможность их более тонкой настройки с учетом текущих изменений в экономике и геополитических событиях. По итогам сессий представители бизнеса и государства пришли к идее о расширении системы льгот с одновременным увеличением ответственности субъектов экономической деятельности. В обсуждении экономики Арктики не забыли и коренные народы — одним из новаторских предложений стало предоставление общинам КМНС статуса «сельхозпроизводителя», что должно существенно упростить ведение традиционного хозяйства и взаимодействие с другими предприятиями, к примеру, мясоперерабатывающими заводами.

В целом, коллективная резолюция участников форума «Арктика-2023» отражает положения дел в Заполярье — развитие экономики АЗРФ идет семимильными шагами, вскрывая все новые и новые потребности арктических регионов. Только комплексный подход и ответственное партнерство государства и бизнеса позволит реализовать масштабные задачи по освоению Арктики, для чего необходим развернутый диалог.

Читайте также Инвестиции и развитие в суровом климате На Красноярском экономическом форуме обсудили потребности резидентов АЗРФ

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ