Арктический сервис доставки всего на свете
Единый оператор для Северного завоза: зачем нужен новый центр управления?
23 января 2023В конце января 2023 года появились подробности реализации грядущего закона о Северном завозе. Для того, чтобы новые нормы вступили в силу, потребуется широкий комплекс мероприятий: так, нужно будет создать единую систему планирования северного завоза, назначить ответственного за доставку грузов морского оператора и организовать единый центр управления. Об этом рассказал «Известиям» первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов. Иными словами, все процессы, связанные с доставками грузов в труднодоступные районы Крайнего Севера скоро должны оказаться под единым контролем государства. Что это изменит в жизни Арктики?
Доставка длиною в лето
Северный завоз — это комплекс мероприятий по доставке грузов в арктические регионы Российской Федерации. Он действует на территории 25 субъектов страны для 3 миллионов человек. Ежегодно на закупку и доставку 3 млн тонн грузов из бюджета выделяют более 87 млрд рублей — таковы данные Минвостокразвития. Около 70% от всего объема доставленных товаров составляет топливо, остальное — продовольствие, лекарства и техника. Проводися он в основном по руслам рек в период навигации, то есть в те месяцы, когда на них нет льда. К примеру, в заполярной части Енисея в 2022 году суда начали ходить в конце апреля, а уже в первых числах ноября флот был окончательно выведен из арктических регионов.
Нормальная жизнь в Арктике без Северного завоза невозможна. Железных дорог в Заполярье почти нет и количество автомобильных путей тоже ограничено. Там, где в холодное время года прокладывают «зимники» (дороги, проложенные по укатанному снегу или намороженному льду), сообщение, к сожалению, не всегда надежно. В случае поломки техники в Заполярье чаще всего её проще бросить, чем восстановить, и это не говоря о возможной эвакуации водителей этих машин. Летом же вечная мерзлота под ногами часто превращается в болото — в Интернете можно встретить фотографии грузовиков, ставших частью полярного пейзажа. Малонаселенные районы, огромные расстояния и экстремальный климат не располагают к постоянному наземному грузообороту. Конечно, срочные вопросы можно решить авиацией, но и она зависима от погоды, а доставить несколько миллионов тонн топлива на самолетах не представляется целесообразным.
Между тем, топливо, медикаменты, еда и техника нужны всегда. Именно поэтому единственная рабочая практика — делать запасы из того, что привезут на кораблях. До 2022 года, когда Минвостокразвития начал реализовывать инициативу по созданию единого центра по контролю и управлению Северным завозом, регионы самостоятельно решали логистические задачи, а государство только субсидировало доставку грузов. Сегодня, когда значение Северного морского пути для экономики Российской Федерации встало на одну ступень с нефтегазовой отраслью — такое мнение высказал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, сообщали «Известия» — нагрузка на Арктику возросла в разы, и потому логичным решением стала унификация системы, отвечающей за жизнеобеспечение региона.
Мечта логиста
После того, как Госдума одобрит новый закон, единый оператор Северного завоза будет самостоятельно собирать заявки на необходимые товары и контролировать закупки. Для этого будет создана единая цифровая платформа, что существенно сократит сроки принятия решений и обеспечит доступ к участию в работе множеству новых предприятий. Более того, оптовые закупки существенно снижают стоимость и обеспечивают достойных поставщиков долговременными контрактами. Гарантировать доставку будет тоже одна или несколько аккредитованных государством организаций-экспедиторов. Они не только обеспечат безопасность перевозок, но и сообщат информацию о местонахождении груза. Все грузы поделят на три категории: необходимые для функционирования социальной инфраструктуры, энергетики и ЖКХ; для государственных и муниципальных нужд; для личных нужд и заказов от бизнеса и ИП. По словам руководства Минвостокразвития, средний и малый частный бизнес в Арктике тоже сможет пользоваться Северным завозом.
Единый морской оператор будет перевозить грузы морем. «Это будет государственный оператор, который будет обеспечивать доставку грузов морским транспортом в двух бассейнах: по Северном морскому пути и в Тихоокеанском бассейне», — цитирует замминистра Гусейнова ТАСС. Эту систему уже опробовали в прошлом году — было доставлено 8,5 тыс. тонн грузов во время двух субсидируемых рейсов, пишет ИА «ПримаМедиа».
В 2023-м количество рейсов удвоится, а загрузка судов вырастет до максимума. Централизованное управление и здесь должно существенно снизить затраты на всех этапах завоза, что, как следствие, должно напрямую сказаться на материальном положении жителей Заполярья и Дальнего Востока.
«В конструкцию нового закона внедрено несколько элементов, которые позволят существенно снизить стоимость поставляемых продуктов, строительных материалов, товаров», — рассказал полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
Читайте также Новый стандарт комфорта К столетию гражданской авиации России откроется крупнейший аэропорт на Ямале