Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Арктическая нефть России: путь от скважины до потребителя

Почему решить логистические задачи в Арктике сложнее, чем освоить богатейшие нефтеносные провинции этого сурового края

30 октября 2020

Арктика – невероятно богатый, но и безмерно сложный в освоении регион. Инновационные решения здесь нужны не только для того, чтобы добыть нефть, но и чтобы доставить ее потребителю. Нефтепроводы за Полярным кругом приходится прокладывать по вечной мерзлоте, и лишь специальные системы термостабилизации помогают превратить это коварное основание в надежную опору. Терминалы по перевалке нефти приходится строить в километрах от побережья, поскольку северные моря слишком мелководны, чтобы нефтеналивные танкеры могли подойти к берегу. А для перевозки нефти нужен целый флот: ледокольные танкеры, способные самостоятельно прокладывать путь во льдах, и ледоколы, которые помогут им справиться с непреодолимыми преградами. Если добавить к этому еще один важнейший фактор – невероятную уязвимость арктической природы, – станет понятно, насколько сложные технологические задачи решают российские добывающие компании в Арктике.

Добытую на месторождении нефть доставляют до потребителя тремя основными способами – по нефтепроводу, водным транспортом или по железной дороге. Самый дешевый вариант – транспортировка по нефтепроводу, который можно проложить не только по земле, но и под водой. В российской Арктике так транспортируют нефть из нескольких регионов. В Ненецком автономном округе – с крупнейшего из разрабатываемых в этой части Арктики Харьягинского месторождения. Сначала нефть проходит по нефтепроводу «Харьяга - Усинск» протяженностью 149 км, затем – по нефтепроводу «Усинск - Ухта» длиной 406 км. Еще один нефтепровод длиной в 64 км соединяет Харьягинское месторождение с Ардалинским.

В Ямало-Ненецком округе нефть с крупнейшего на полуострове Ямал Бованенковского месторождения доставляют по магистральному нефтепроводу «Заполярье - Пурпе - Самотлор». Это самая северная нитка «нефтяного метро» в России. Ее общая длина почти тысяча километров, поэтому строительство велось в два этапа. На первом, к 2011 году, был построен участок «Пурпе -Самотлор» длиной 429 км. А к январю 2017 года был введен в эксплуатацию участок «Заполярье - Пурпе» протяженностью 488 км, из которых 170 км находятся за Полярным кругом.

Чтобы построить нефтепровод такого масштаба, строителям пришлось протянуть его через множество рек и ручьев, которые в половодье превращают всю округу в одно большое болото. Одна только река Таз разливается на 27 км в ширину. Поэтому под ее руслом построили подземный переход.

Поскольку значительная часть магистрали прошла по вечной мерзлоте, почти 80% нефтепровода на участке «Заполярье - Пурпе» проложено над землей, на опорах. При транспортировке нефть подогревают до 60°С, и тепло от трубы может растопить вечномерзлый грунт. Сваи перестанут надежно держаться в земле, и возникнет риск аварии. Чтобы этого избежать, на опорах установлены специальные термостабилизаторы, которые замораживают землю в теплый период. Такие же устройства сохраняют мерзлоту под насосной станцией.

Там, где нефтепровод пересекает пути миграции северных оленей, труба уложена под землей или поднята над поверхностью настолько высоко, что стадо может спокойно под ней проходить. А маршрут магистрали специально спроектирован так, чтобы он не пересекал особо охраняемые природные территории.

Нефтепровод «Заполярье - Пурпе - Самотлор» способен перекачивать 32 млн тонн нефти в год. Его строительство открыло доступ к целому ряду новых месторождений Ямала и севера Красноярского края. Это Уренгойская группа месторождений, Сузунское, Тагульское, Русское, Русско-Реченское, Восточно-Мессояхское, Западно-Мессояхское, Пякяхинское месторождения. 

Освоение Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений на севере Красноярского края обеспечит прокладка магистрального нефтепровода «Куюмба - Тайшет». В 2017 году уже введен в эксплуатацию первый участок протяженностью 697 км. Он прошел через участки вечной мерзлоты, 87 водных преград, в числе которых четыре крупных реки, в частности, Ангара, ширина которой в месте перехода превышает полтора километра. После завершения второго этапа строительства пропускная способность нового нефтепровода составит 15 млн тонн в год.

Водный путь используется для доставки нефти с месторождений, расположенных неподалеку от побережий северных морей. Тянуть к ним нефтепровод слишком далеко, намного выгоднее использовать Севморпуть, по которому нефть можно доставить как европейским покупателям, так и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Нефтепроводы используются лишь для того, чтобы транспортировать нефть с месторождения до терминала.

Терминалы по перевалке нефти на танкеры в российской Арктике находятся непосредственно в районе добычи. Нефть с Новопортовского месторождения на полуострове Ямал круглый год загружают на уникальном нефтеналивном терминале «Ворота Арктики», построенном в акватории Обской губы. Она слишком мелководна, чтобы танкеры могли подойти прямо к берегу, поэтому терминал пришлось возвести в 3,5 км от побережья.

Для доставки нефти по арктическим морям построены шесть ледокольных танкеров ледового класса Arc7, способные самостоятельно преодолевать лед толщиной до 1,8 метра. Каждый из них перевозит по 38 тысяч тонн нефти за рейс. В Обской губе им помогают два мощных ледокола ледового класса Icebreaker8, а по Северному морскому пути танкеры ведут атомоходы «Росатомфлота». В Кольском заливе, неподалеку от Мурманска, нефть перегружают на гигантский танкер-наполнитель «Умба», и сырье отправляется покупателям в странах Европы. Протяженность пути от «Ворот Арктики» до Мурманска достигает 2500 км, круговой рейс занимает около двух с половиной недель.

Нефть, добываемую на месторождениях Тимано-Печорской провинции, отгружают на терминале «Варандей», построенном в 22 км от берега Баренцева моря. «Варандей» занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый северный круглогодично действующий нефтяной терминал в мире. Инновационные решения позволяют «Варандею» круглый год загружать танкеры при ветре до 25 м/с и высоте волны до 3,5 м. Три танкера перевозят нефть в Мурманск на рейдовый накопитель «Кола», откуда она отправляется на экспорт.

По Севморпути доставляют нефть и с Приразломного месторождения – первого проекта по добыче углеводородов на арктическом шельфе России. Путь шельфовой нефти к потребителю начинается на морской ледостойкой нефтедобывающей платформе «Приразломная», построенной в Печорском море, в 60 км от берега. Она весит полмиллиона тонн, способна выдержать прямой удар волны высотой 10 метров и устоит при ураганном ветре, дующем со скоростью 51 м/с.

Нефть прямо с платформы загружают на танкеры усиленного ледового класса с двойным корпусом. Они доставляют нефть ARCO с низким содержанием серы и парафина на предприятия в странах северо-западной Европы. Там из нее производятся уникальные химические продукты, использующиеся в дорожном строительстве, в космической и фармацевтической промышленности.

Читайте также Инвестиции под присмотром премьера Премьер-министр Михаил Мишустин провел встречу с первыми инвесторами Арктической зоны Российской Федерации в Мурманской области, в ходе которой он ознакомился с заявленными проектами, ответил на интересующие вопросы и выслушал предложения предпринимателей

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ