Инвестиционный портал Арктической зоны России

26 земных экваторов во льдах

65 лет назад был спущен на воду ледокол «Ленин» – первенец единственного в мире атомного ледокольного флота

5 декабря 2022

5 декабря 1957 года произошло событие исторической важности — на воду был спущен первый в мире атомный ледокол. Им стал «Ленин», уникальное надводное судно с ядерной энергетической установкой, который долго не имел себе равных по мощности. За десятилетия безотказной работы в Арктике ледокол на собственном примере доказал — использовать атом в судоходстве не только безопасно, но и эффективно.

В 1953 году основатели российской атомной энергетики академики Игорь Курчатов и Анатолий Александров обратились к правительству СССР с предложением использовать атом для освоения Арктики. Они заявили: если создать ледокол с ядерной энергетической установкой, он будет незаменим для экспедиций по северным морям и для проводки других судов по Севморпути. А главное, так Советский Союз докажет всему миру, что намерен применять энергию атома в мирных целях.

Инициативу академиков подержал Совет министров СССР. 20 ноября 1953 года было принято постановление №2840-1203 о разработке первого в мире атомного ледокола. Общее научное руководство проектом поручили Анатолию Александрову, будущему президенту Академии наук СССР. Главном конструктором самого судна стал кораблестроитель Василий Неганов.

Менее чем через 3 года, 17 июля 1956 года на верфи ленинградского Адмиралтейского завода был заложен атомный ледокол «Ленин».

Источник фото: rosatomflot.ru

При проектировании и строительстве судна было разработано 76 новых типов механизмов и опробовано свыше 150 новых образцов оборудования.

5 декабря 1957 года «Ленин» был благополучно спущен на воду и передан в эксплуатацию Мурманскому морскому пароходству. Оставалось лишь оснастить его атомную установку ОК-150, монтаж которой закончился еще через полтора года.

3 декабря 1959 года был подписан акт Госкомиссии о введении в эксплуатацию первого в мире надводного судна с ядерной силовой установкой. Так было положено начало атомному ледокольному флоту России.

«Ленин» мог идти через льды двухметровой толщины, развивая скорость в два узла, а на чистой воде разгонялся до 18 узлов. Он участвовал в 26 навигациях, провел через трудные участки Севморпути 3741 судов и прошел 655 тысяч морских миль, из них во льдах – 564 тысяч миль, 26 земных экваторов.

Именно «Ленин» в 1961 году доставил и высадил на льдину у острова Врангеля экспедицию научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс-10». В 1970 году атомоход совершил рейс по трассе Мурманск – Дудинка – Мурманск, положив начало зимней навигации в Арктике. В 1977-1978 годах провел в море больше года, поставив мировой рекорд длительности рейса для атомных ледоколов. А еще «Ленин» до сих пор остается единственным судном, на котором была произведена замена одной ядерной энергетической установки на другую.

Первый в истории атомоход вскоре превзошли его преемники. Так, 17 августа 1977 года ледокол «Арктика», головное судно проекта 10520, впервые в мире достиг географической точки Северного полюса в активном надводном плавании. В серии «Арктика» было построено еще 5 атомоходов, один из которых – «Россия» – в 1990 году совершил первый туристический круиз на Северный полюс. А в 2017 году ледокол «50 лет Победы» проекта 10520 достиг Северного полюса за рекордные 79 часов.

«Ленин» к тому времени давно уже отправился на пенсию – в 1989 году атомоход списали. Его новая ядерная установка продолжала работать безотказно, но износились корпус и судовые конструкции.

Через два десятилетия, 5 мая 2009 года, ледокол – уже без ядерного реактора, – встал на вечный прикол у морского вокзала Мурманска. На борту первого в мире атомохода были открыты музей и информационный центр Росатома – их ежегодно посещают тысячи туристов из России и из-за рубежа.

«Ленин» стал туристическим брендом всей Мурманской области. А 13 января 2016 года атомоход был включен в единый госреестр памятников культурного наследия федерального значения.

Крупнейший в мире атомный флот России, начало которому положил «Ленин», сегодня насчитывает 7 атомных ледоколов, включая «Арктику» (проекта 22220) и «Сибирь» – самые большие и мощные атомоходы в мире. До конца года российский флот пополнит еще одно судно проекта 22220 «ЛК-60Я» – ледокол «Урал» — 22 ноября в церемонии поднятия флага над «Уралом» принял участие Президент России Владимир Путин.

Источник главного фото: rosatomflot.ru Читайте также Новый ледокол "Якутия" На Балтийском заводе корабелы спустили на воду третий серийный атомный ледокол «Якутия» проекта 22220

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ