Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Возвращение легенды

Почему до сих пор продолжаются поиски полярного летчика, пропавшего 85 лет назад

20 мая 2022

20.05.2022 // В Арктику отправится международная поисковая экспедиция. Ее задача – отыскать следы самолета легендарного советского летчика Сигизмунда Леваневского. Он без вести пропал в 1937 году во время очередной попытки долететь до Америки через Северный полюс. Организаторы экспедиции проверят еще одну версию его гибели. Но прежде они хотят доказать: полярное братство никогда не бросает своих и готово на все, чтобы отдать последнюю дань погибшим героям.

Сигизмунд Леваневский, Герой Советского Союза, удостоенный этого звания за участие в спасении «челюскинцев», первым в мире выдвинул идею кроссполярного перелета из СССР в США. В 1934 году летчик впервые попробовал добраться до Америки через Северный полюс, но попытка закончилась неудачей: самолет обледенел, пришлось садиться на Чукотке. Второй раз, в 1935 году, экипаж вернулся назад из-за технической неисправности в двигателе – потекло масло. В 1936 году Леваневский сумел долететь из Лос-Анжелеса в Москву, получив за свой подвиг орден Трудового Красного Знамени. Но Северный полюс так и оставался непокоренным.

19 июня 1937 года курс на Америку взял самолет во главе с Валерием Чкаловым. Преодолев 9130 км за 63 часа в воздухе, он приземлился в штате Ванкувер, совершив первый в мире кроссполярный перелет. Вслед за ним следующий перелет успешно совершил летчик Михаил Громов.

Леваневский решил любой ценой доказать: он способен повторить подвиг товарищей. 12 августа 1937 года самолет с бортовым номером Н-209 вылетел из Москвы. На следующий день радист передал последнюю радиограмму, что Северный полюс пройден, после чего самолет бесследно исчез. С тех самых пор продолжаются безуспешные поиски пропавшего экипажа.

Штурман В. Левченко, радист Н. Галковский, командир экипажа С. Леваневский, второй пилот Н. Кастанаев, бортинженер Н. Годовиков, 12 августа 1937 года, © Wikimedia Commons

Выдвигались самые разные версии катастрофы. По одной из них самолет отклонился от курса и упал где-то в Якутии. По другой – добрался до побережья США. Третьи считают, что Леваневский дотянул до одной из дрейфующих льдин, а течения отнесли ее в Гренландское море, поэтому экипаж и не нашли.

В этом году участники международного историко-географического поискового проекта «Самолет Леваневского – возвращение легенды» проверят еще одну версию – что из-за нехватки топлива самолет резко изменил маршрут и совершил вынужденную посадку на ледовый шельф Уорд Хант острова Элсмир Канадского архипелага.

«65 лет спустя удалось найти самолет Экзюпери, найдем и самолет Леваневского. Кто ищет, тот всегда найдет!» – заявил на презентации проекта в Проектом офисе развития Арктики Сергей Миронов, председатель партии «Справедливая Россия».

Не исключено, что и на этот раз найти самолет Леваневского не удастся. Однако это не будет означать, что проект закончился неудачей. Ведь в новых геополитических условиях он приобретает особое значение – напоминает, что Арктика всегда была и останется регионом международного сотрудничества.

«На мой взгляд, такие проекты помогают продемонстрировать возможности конструктивного взаимодействия в тот момент, когда культура, спорт и другие области человеческой жизни становятся инструментами политической борьбы», – подчеркивает Константин Деринг, исполнительный директор Проектного офиса развития Арктики.

По итогам поисков будет создан цифровой портал «Бессмертная экспедиция» с интерактивной картой. На ней будут отмечены маршруты перелетов Леваневского и предполагаемые места гибели экипажа борта Н-209. А истории других отважных покорителей Арктики, размещенные на портале, помогут проникнуться духом первопроходцев новым поколениям первопроходцев.

«Донести до россиян, особенно до молодежи, информацию о заслугах незаслуженно забытых полярных исследователей – это вопрос национального престижа и реальный вклад в патриотическое воспитание»», – убежден Константин Деринг.

Читайте также «Я верю в свою звезду!» Какой след в истории оставил полярный исследователь Георгий Седов

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ
7 июля 2022 Резидент Арктической зоны РФ совершил более 40 вылетов с целью тушения природных пожаров в Якутии

Многофункциональная компания «Лидер» (ООО «МФК «Лидер»), резидент Арктической зоны РФ, заключила контакт с ФБУ «Авиалесоохрана» и подключилась к борьбе с природными пожарами в Якутии.

Якутия
7 июля 2022 Резидент АЗРФ открыл в Мурманске офтальмологический центр

Резидент Арктической зоны РФ, компания «Офтальмологический центр Мурманской области», проводит день открытых дверей для пациентов с заболеваниями глаз, нуждающихся в специализированной и высокотехнологической помощи.

Мурманск
6 июля 2022 Якутия представила проекты по газопереработке на Восточном нефтегазовом форуме

В Якутии расширят производство сжиженного природного газа (СПГ), который будет использоваться для автономной газификации, автомобильного, железнодорожного и речного транспорта.

Якутия

Туризм

ПОДРОБНЕЕ