Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

«Я верю в свою звезду!»

Какой след в истории оставил полярный исследователь Георгий Седов

5 мая 2022

05.05.2021 // 145 лет назад, 5 мая 1877 года родился Георгий Седов – первый россиянин, который попытался достичь Северного полюса. Эта попытка стоила ему жизни, но проложила путь другим отважным исследователям Арктики.

Георгий Седов родился в бедной крестьянской семье, где дети вынуждены были наниматься в батраки, чтобы заработать себе на хлеб. Он мечтал поступить в мореходное училище и стать капитаном дальнего плавания, но родители считали, что трех классов церковно-приходской школы вполне достаточно. Тогда упрямый юноша сбежал из дома и добрался до Ростова-на-Дону, где его приняли в мореходные классы.

Получив в 1899 году диплом штурмана, выпускник поступил на пароход «Султан», где сдал еще один экзамен – на порядочность. Капитан велел направить судно на камни, чтобы получить страховку, Седов отказался и остался без работы. После этого молодой офицер перешел в военный флот, где было больше шансов реализовать мечту всей жизни – отправиться в экспедицию к неизведанным северным землям. Экстерном сдав экзамены за курс Морского корпуса, весной 1902 года Седов поступил на службу в Главное гидрографическое управление.

Мечта сбылась: в том же году его зачислили гидрографом в экспедицию, отправлявшуюся к архипелагу Новая Земля, где он блестяще справился с работой. В 1903 году Седов участвовал в экспедиции по описанию Карского моря, в 1905 и 1906 годах прокладывал лоции по реке Амур, в 1909 году – исследовал устье реки Колымы, что позволило организовать первый коммерческий рейс из Владивостока. За свою работу был избран действительным членом Русского географического и Русского астрономического обществ. Но получая очередную награду, Седов по-прежнему мечтал о невиданном – покорении Северного полюса.

К 1912 году он составил подробный план экспедиции. Рассмотрев его, комиссия Главного гидрографического управления отвергла проект как абсолютно фантастичный. В государственном финансировании также было отказано. Тогда автор объявил сбор добровольных пожертвований. 10 тысяч рублей внес даже император Николай II. В итоге по подписке собрали около 120 тысяч, а надо было 250.

23 июля 1912 года Седов арендовал старую парусно-паровую шхуну «Святой великомученик Фока» и начал подготовку. Морское министерство отказалось отправить в экспедицию радиста, поэтому она осталась без связи, хотя на борту была радиостанция. И таких роковых накладок было множество.

«Многое из заказанного снаряжения не было готово в срок… Наспех была набрана команда, профессиональных моряков в ней было мало. Наспех было закуплено продовольствие, причем архангельские купцы воспользовались спешкой и подсунули недоброкачественные продукты», – вспоминал участник экспедиции Владимир Визе.

Фото с сайта topwar.ru

27 августа 1912 года «Фока» с большой задержкой вышел из Архангельска. 28 сентября судно наткнулось на непроходимые льды и не смогло достигнуть Земли Франца-Иосифа. Пришлось встать на зимовку на Новой Земле. Она оказалось долгой: 352 дня. За это время первопроходцы изучили и нанесли на карту все ближайшие земли, провели метеорологические и ледовые наблюдения. Впервые в истории пересекли Северный остров с запада на восток и обогнули его северную оконечность на санях.

К лету 1913 года в лагерь пришла цинга, пришлось отправить отряд на материк за подмогой. Он добрался до Архангельска, но помощь так и не выслали.

3 сентября 1913 года судно Седова вновь отправилось в путь, но уже 19 сентября было вновь затерто льдами. Члены экспедиции обратились к руководителю с призывом вернуться назад – иначе все погибнем, на что он ответил: «Я верю в свою звезду!»

«Фока» встал на вторую зимовку в бухте острова Гукера земли Франца-Иосифа, которая сегодня носит название Тихой. Продовольствие заканчивалось, цинга косила людей одного за другим. Заболел и сам Седов. И все же он решил предпринять последнюю отчаянную попытку достичь цели.

15 февраля 1914 года тяжело больной Седов вместе двумя матросами направился к полюсу на собачьих упряжках. Через неделю он уже не мог идти и приказал привязать себя к нартам, чтобы продолжать поход. 5 марта 1914 года отважный первопроходец скончался среди льдов возле острова Рудольфа. Его тело завернули во флаг, который он намеревался установить на Северном полюсе. А верная собака Фрам отказалась возвращаться в лагерь и осталась у могилы хозяина.

Фото с сайта topwar.ru

Экспедицию Седова и его решение отправиться в это путешествие часто критикуют. По мнению некоторых исследователей, её нельзя называть «Первой русской экспедицией к Северному полюсу». Ведь расстояние от Архангельска до Северного полюса составляет около 2 000 километров, а Седов не прошел и 200 из них. Однако большинство научных деятелей всё же считают экспедицию важной вехой в освоении русского севера, называя Седова настоящим первооткрывателем по духу. В честь него названы группа островов в составе архипелага Северная Земля в Карском море, остров в Баренцевом море, мыс и ледник на Земле Франца-Иосифа, два залива и пик на Новой Земле и мыс в Антарктиде.


Читайте также Громкие открытия в бухте Тихая Как 90 лет назад советские ученые во главе с Папаниным создали образцовую полярную станцию

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ
7 июля 2022 Резидент Арктической зоны РФ совершил более 40 вылетов с целью тушения природных пожаров в Якутии

Многофункциональная компания «Лидер» (ООО «МФК «Лидер»), резидент Арктической зоны РФ, заключила контакт с ФБУ «Авиалесоохрана» и подключилась к борьбе с природными пожарами в Якутии.

Якутия
7 июля 2022 Резидент АЗРФ открыл в Мурманске офтальмологический центр

Резидент Арктической зоны РФ, компания «Офтальмологический центр Мурманской области», проводит день открытых дверей для пациентов с заболеваниями глаз, нуждающихся в специализированной и высокотехнологической помощи.

Мурманск
6 июля 2022 Якутия представила проекты по газопереработке на Восточном нефтегазовом форуме

В Якутии расширят производство сжиженного природного газа (СПГ), который будет использоваться для автономной газификации, автомобильного, железнодорожного и речного транспорта.

Якутия

Туризм

ПОДРОБНЕЕ