Успехи арктического дроноводства: для чего нужны дроны в Арктике?
Безопасные полеты без человека
29 июля 2024Последние годы жителей Заполярья будоражит идея использования беспилотников в Арктике. В самом деле, зачем рисковать жизнью человека в полетах над тысячами километров морозной тундры, если можно отправить по делам исполнительного робота с дистанционным управлением? Тем более, что согласно нацпроекту «Беспилотные авиационные системы», вступившему в силу 1 января 2024 года, в России должна появиться самостоятельная отрасль экономики, связанная с созданием и использованием БПЛА.
В рамках реализации стратегии Арктика выступает практически идеальным полигоном для тестирования возможностей беспилотных аппаратов. В 2024 году Ямал вошел в тройку регионов, участвующих в реализации нацпроекта «Беспилотные авиасистемы», в рамках которого будет построен испытательный центр БАС, а также несколько площадок для проведения тестов. Будет возведен аэродром со всей необходимой инфраструктурой, диспетчерский центр и ремонтные цеха. В середине июля стала ясна и начальная стоимость реализации проекта, по крайней мере, в части строительства. На сайте госзакупок появился контракт от ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО» стоимостью 84,3 млн рублей. Поставщик должен будет доставить на базу «Обдорск» рядом с Салехардом два ангара для обслуживания, ремонта и стоянки спецтехники, а также здание котельной. Кстати, ЯНАО первым из российских регионов внедрил БПЛА в качестве инструмента отслеживания лесных пожаров — две трети территории автономного округа патрулируют беспилотники, а 87% пожаров в 2023 году были потушены на ранней стадии.
В Ненецком автономном округе в свою очередь развивают правовое оформление деятельности БПЛА. В начале июля стало известно о первом официальном эксплуатанте БПЛА, компании «ЭМПАЭРО». Предприятие имеет официальное разрешение применять беспилотники для мониторинга трубопроводов добывающих компаний для предотвращения разливов, а также доставки грузов в удаленные села. Также в нынешнем году компания обещала провести презентацию своей разработки, которая должна перевозить грузы до 25 кг на расстояние более 300 км. Кстати, в прошлом году во время испытаний была подсчитана себестоимость подобной логистики — она оказалась в 18 раз дешевле существующих аналогов. Это был тестовый образец БПЛА «Р-75», произведенный партнером Правительства НАО, компанией «Эколибри». Аппарат предназначен для эксплуатации в суровых климатических условиях, а его отличительной особенностью является возможность вертикального взлета и посадки. В середине июня Национальный фонд технических инициатив подписал соглашение с компанией об инвестиции 270 млн рублей в разработку и серийное производство БПЛА.
Фото: АО «Эколибри»С помощью беспилотников можно не только возить грузы или отслеживать состояние лесных пожаров — это ценный инструмент в руках ученых. К примеру, БПЛА могут отслеживать состояние атмосферы в непрерывном режиме. Они позволяют определить состав воздуха рядом с предприятиями, провести исследования локального участка территории, а также решить комплекс иных задач, рассказал ТАСС вице-президент РАН Степан Калмыков. По его словам, этим проектом сегодня занимается Центр морских исследований МГУ, сотрудничающий с Росатомом.
Помимо создания инфраструктуры, появляются и новые решения. Ученые из ИРНИТУ разработали новую модель беспилотного самолета, предназначенную для геофизических съемок. По словам научного руководителя Сибирской школы геонаук Александра Паршина, аппарат собран из «доступных материалов с использованием технологий 3D-печати и ЧПУ-фрезерования деталей», что позволяет снизить себестоимость производства самолета и создать основу для его серийного производства. БПЛА весом всего 8 кг может нести на себе высокоточный магнитометр и сцинтилляционный гамма-радиометр с детектором, что позволяет проводить геосъемку с высокой точностью на небольших высотах. Инженеры отмечают, что их детище лучше всего подходит для работы в Арктике и степях Центральной Азии.