Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Русский Север под присмотром военных

Как северная группировка войск защищает национальные интересы России в регионе, имеющем стратегическое значение для всего мира

18 сентября 2020

Россия сегодня заново создает арктическую армию. Ее главная задача – обеспечить реализацию национальных интересов страны в регионе, который станет главной кладовой для будущих поколений. На арктическом шельфе сосредоточено не менее четверти мировых запасов углеводородов, а через Северный Ледовитый океан проходит кратчайший морской путь из Европы в Азию – Севморпуть. Стоит ли удивляться, что конкуренция между ведущими государствами мира за доступ к ресурсам и транспортным коммуникациям в Арктике растет. Для парирования возможных угроз Россия укрепляет и развивает Северный флот, который охраняет колоссальный по размерам макрорегион и отвечает за безопасное мореплавание по Севморпути. Растущая мощь Северного флота доказывает: Россия вернулась в Арктику всерьез и надолго.

Северный флот России был основан в 1933 году и стал самым молодым из всех военных флотов страны. Активное развитие арктической военно-морской группировки началось после Великой Отечественной войны. Всего за десять лет был создан атомный подводный флот, суда которого могли брать на борт баллистические ракеты. Стратегическое превосходство СССР в Арктике обеспечивали десятки подлодок, крейсеров, эсминцев и авианосцев. Однако с распадом Советского Союза и кризисом 1990-х Северный флот лишился финансирования и постепенно утратил боеспособность. Лишь несколько лет назад стало очевидно: пора вернуть арктической группировке войск России былое значение – главного гаранта национальных интересов страны в Арктике.


1 декабря 2014 года указом президента России в составе вооруженных сил РФ было создано Объединенное стратегическое командование «Северный флот». Перед новой структурой поставили задачу: обеспечить безопасность арктического региона России, объединив значительные военные силы страны в зоне от Мурманска до Анадыря. Единому командованию были подчинены подводный и надводный флот, морская авиация, сухопутные силы, бригады морской пехоты и ПВО, дислоцированные в Заполярье.

Россия владеет половиной всей Арктики. Чтобы защитить территорию такого масштаба, нужна настолько сильная арктическая группировка, что само ее присутствие предотвратит любой военный конфликт. Поэтому сегодня Северному флоту приходится одновременно решать множество задач. Одна из первоочередных – создать за Полярным кругом необходимую инфраструктуру, включающую аэродромы, военные городки и базы, причалы для подводных атомных крейсеров новых серий.

Со времен СССР в Арктике осталось множество сооружений военного назначения, однако для современной армии они чаще всего непригодны. И до того, как начинать строить новые сооружения, арктическим войскам приходится проводить масштабную уборку. Так, в 2019 году от мусора было очищено более 113 тысяч кв. км. территории, вывезено свыше 23 тысяч тонн металлолома. В 2020 году российские войска ведут уборку техногенных отходов на мысе Марре-Сале, архипелаге Новая Земля, островах Кильдин и Врангеля. Они намерены полностью избавить арктическую природу от опасного наследства времен холодной войны.

На очищенных землях возводятся военные базы, которые не станут угрозой для экологии Арктики – такие, как уже построенные «Арктический трилистник» на Земле Франца-Иосифа или «Северный клевер» на острове Котельный. Они располагают аэродромами и всей инфраструктурой, чтобы обеспечить береговую и противовоздушную оборону. А на уже существующих аэродромах ведется реконструкция, чтобы они круглый год могли принимать любые самолеты, в том числе тяжелых классов.


Чтобы никто не мог безнаказанно нарушить северные границы России, необходима сеть радиолокационных станций на всем их протяжении. К концу 2020 года планируется завершить строительство первой очереди сети «Резонанс-Н». Системы обнаружения будут развернуты сначала в Архангельской и Мурманской областях, на Новой Земле, а потом и восточнее.

Обновление техники и вооружения – еще одна приоритетная задача арктических войск. Так, в распоряжении Северного флота уже имеется два дивизиона новейших ракетных комплексов «Бастион» и зенитные ракетные комплексы «Тор-М2ДТ» и «Панцирь-СА». А людей и грузы перевозят многоцелевые вертолеты Ми-8АМТШ-ВА и Ми-26 в северной комплектации, адаптированные к суровым условиям Заполярья.

Специально для Арктики с ее сложнейшими ландшафтами создаются новые боевые бронированные машины, некоторые из них уже приняты на вооружение. Это плавающий снегоболотоход ГАЗ-3344-20 «Алеут», пополнивший парк вездеходов семейства ДТ-10ПМ «Витязь», надежно работающий при температуре -50 °С. А гусеничный плавающий снегоболотоход 5901, который уже создан ООО «ВПК», сможет выполнять самый широкий спектр задач безо всякого ущерба для хрупкой природы Арктики. От других машин его отличает уникально низкое среднее удельное давление на грунт. Это показатель у новинки военной техники даже меньше, чем у человека.


Постоянно обновляется и морская флотилия Северного флота. Так, в июле 2020 года был принят на службу фрегат «Адмирал флота Касатонов», первый серийный корабль проекта 22350. А подводные силы месяцем ранее получили стратегический ракетоносец «Князь Владимир», вторую субмарину проекта 955А «Борей». Именно этот крейсер впервые провел испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-30 «Булава». В ближайшие годы Андреевский флаг будет поднят над еще одним крейсером из семейства «Бореев» – «Князь Пожарский». Боевые корабли такого класса способны обеспечить надежную защиту всем объектам инфраструктуры.

Особое внимание уделяется строительству современных ледоколов, которым не страшен лед любой толщины. Уже прошла ходовые испытания «Арктика», головное судно проекта 22220. Заложен головной ледокол проекта 10510 «Лидер», который станет самым мощным и крупным в мире. Все атомоходы будут проводить суда через арктические льды и принимать участие в спасательных операциях. Ведь Северный флот не только оберегает северные границы России, но и отвечает за безопасность судоходства на Севморпути.

Читайте также История Севморпути: четыре века от замысла до первого успехаПроложить путь через арктические моря оказалось более сложной задачей, чем полететь в космос

В последние годы Северный флот играет ведущую роль в освоении Арктики, принимая активное участие в ее изучении. Так, в 2020 году совместно с Русским географическим обществом была проведена уже третья комплексная арктическая экспедиция по научно-практическому исследованию Северного Ледовитого океана. Недаром в составе Северного флота есть не только боевые суда, но и исследовательские – как, к примеру, гидрографическое судно «Николай Скосырев». И, что еще более важно, вся создаваемая инфраструктура послужит не только военным, а будет востребована при проведении научных исследований, торговым флотом и МЧС.

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ
26 января 2021 Новый резидент АЗРФ займется переработкой и хранением краба и рыбы

Хранением и переработкой краба и рыбы в Мурманске займется новый резидент Арктической зоны Российской Федерации.

Экономика
20 января 2021 Россия и Япония обсуждают новую концепцию торгово-экономического сотрудничества на Дальнем Востоке и в Арктике

Япония разработала и представила России проект новой Концепции торгово-экономического сотрудничества на Дальнем Востоке и в Арктике. Основные направления международной кооперации в дальневосточном и арктическом регионах обсудили глава Минвостокразвития Алексей Чекунков и чрезвычайный и полномочный посол Японии в России Тоёхиса Кодзуки.

Экономика
18 января 2021 Единый институт развития Дальнего Востока возглавит Эдуард Черкин

Генеральным директором Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) назначен Эдуард Черкин. КРДВ станет основой нового единого института развития, подведомственного Министерству по развитию Дальнего Востока и Арктики вместо ликвидируемых Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АПИ), Агентства по развитию человеческого капитала (АРЧК), а также Фонда развития Дальнего Востока и Арктики (ФРДВ), функции которого передаются его 100% акционеру - ВЭБ.РФ.

Экономика

Туризм

ПОДРОБНЕЕ