История Севморпути: четыре века от замысла до первого успеха
Проложить путь через арктические моря оказалось более сложной задачей, чем полететь в космос
7 февраля 2020В 2022 году Россия будет отмечать 90-летний юбилей Северного морского пути. За точку отсчета принят 1932 год, когда ледокольному пароходу «Александр Сибиряков» впервые в мире удалось пройти весь Севморпуть за одну навигацию. Чтобы это стало возможным, десятки полярных исследователей погибли, прокладывая путь через северные моря. Освоение арктического пространства унесло больше жизней, чем покорение космоса. А чтобы суда могли круглый год доставлять грузы по самому короткому морскому пути из Атлантического океана в Тихий, России пришлось создать первый и самый крупный в мире ледокольный флот. Лишь с появлением мощных атомных ледоколов Севморпуть обрел очертания национальной транспортной артерии и теперь претендует на звание транзита мирового значения.
До начала XX века Северный морской путь называли Северо-Восточным проходом. Из Атлантического океана в Тихий через арктические моря можно попасть не только пройдя вдоль северного побережья Евразии, но и обогнув Северную Америку. Но Северо-Западный проход менее перспективный вариант. При одинаковой протяженности здесь более тяжелая ледовая обстановка, некоторые участки трассы блокируют многолетние паковые льды. Поэтому все взоры в поисках кратчайшего морского пути из Европы в Азию всегда были обращены на Северо-Восточный проход.
Впервые о возможности практического использования Северо-Восточного прохода заявил русский дипломат Дмитрий Герасимов в 1525 году. Он ссылался на плавания поморов – жителей побережья Белого моря.
Считалось, что в XIII и XIV веках они ходили на небольших судах бить морского зверя в Баренцево море, добирались до Обской губы. Однако никаких доказательств таких походов до сих пор не найдено, поэтому современные историки сомневаются в правдивости этой версии.
Пионером среди европейцев в исследовании Северо-Восточного прохода стал англичанин сэр Хью Уиллоуби. Собираясь отыскать кратчайший путь в Китай, в 1553 году он снарядил и возглавил экспедицию из трех кораблей. Однако первая попытка покорить арктические моря окончилась трагедией: два корабля застряли во льдах Белого моря, Уиллоуби и его спутники погибли. Лишь одному кораблю, которым управлял главный кормчий Ричард Ченслер, удалось добраться до Архангельска и получить от царя Ивана Грозного привилегии для английской торговли.
В конце XVI века русские мореходы проложили путь сначала к устью Оби, а потом и к Енисею, основав на этих реках первые русские поселения. А системные исследования арктического побережья Сибири впервые провела Великая Северная экспедиция 1733-1743 годов.
Обобщив результаты ее работы, академик Михаил Ломоносов подготовил работу «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию» и представил в Адмиралтейств-коллегию проект плавания по арктическим морям к странам Востока.
Во многом благодаря стараниям Ломоносова, в 1764 году была организована экспедиция под командованием капитана Василия Чичагова. Однако ее ждала неудача: трем парусным судам не удалось преодолеть полярные льды, пришлось возвращаться в Архангельск.
К одному из этапов освоения Северо-Восточного прохода можно отнести и экспедицию казачьего атамана Семена Дежнева.
В 1647 году он на небольших деревянных кочах обошел Чукотский полуостров и вышел в Тихий океан, открыв пролив между Евразийским и Американским континентами. Так было доказано: Северо-Восточный проход может стать маршрутом между Атлантическим и Тихим океанами. Однако до появления паровых судов пройти по нему не удавалось.
В 1878 году шведский полярный исследователь Эрик Норденшельд решил предпринять новую попытку на китобойном парусно-паровом барке «Вега». Экспедицию совместно профинансировали шведское правительство, шведские и русские предприниматели. «Вега» прошла почти весь маршрут и сумела обогнуть самую северную оконечность Евразии – мыс Челюскин. Однако была окончательно затерта льдами всего в двухстах километрах от цели – Берингова пролива. Пришлось оставаться на зимовку.
Лишь летом следующего года «Вега» смогла продолжить плавание и всего за два дня дошла до пролива. Обогнув Евразию с юга и пройдя через Суэцкий канал, Норденшельд с триумфом вернулся в Швецию. Северный морской путь впервые был пройден.
Читайте также Ледоколы Арктики: самый мощный ледокольный флот в мире Атомные и дизельные ледоколы России обеспечивают работу Северного морского пути и освоение природных богатств АрктикиВдохновленные примером шведского коллеги, русские мореплаватели поставили задачу: любой ценой покорить Севморпуть под российским флагом. В 1912 году в путь отправились сразу две экспедиции – под командованием лейтенанта Георгия Брусилова на паровой шхуне «Святая Анна» и во главе с арктическим исследователем Владимиром Русановым на зверобойном судне «Геркулес». Обе экспедиции окончились трагически. Суда и почти все члены их экипажей пропали без вести во льдах Карского моря. Чудом выжили лишь два участника экспедиции Брусилова.
Чтобы бороться с арктическими льдами, в 1909 году на Невском судостроительном заводе были построены ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач».
В 1914 году они отправились в путь под руководством Бориса Вилькицкого, обогнули мыс Челюскин, но затем встретили непроходимые льды и были вынуждены остаться на зимовку. Лишь в следующем году пароходы завершили сквозное плавание в две навигации, как и Норденшельд, но под российским флагом.
В годы Гражданской войны Северный морской путь впервые получил юридический статус. 23 апреля 1919 года при правительстве Александра Колчака был создан Комитет Северного морского пути.
Адмирал ранее сам принимал активное участие в полярных исследованиях и понимал всю важность Севморпути для экономического развития Сибири и внешней торговли. Когда правительство Колчака было низложено, большевики сохранили комитет, поставив перед ним задачу изучить и освоить Севморпуть.
В 1932 году экспедиции под руководством Отто Шмидта впервые удалось пройти Севморпуть за одну навигацию на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». 28 июля судно вышло из Архангельска и взяло курс на восток.
Экипажу пришлось менять срезанные льдом лопасти винта, ложиться в дрейф и ставить паруса, когда пароход окончательно лишился винта. И все же за два месяца и три дня цель была достигнута: 1 октября команда вывела судно под самодельными парусами в чистые воды Берингова залива.
По итогам экспедиции было создано Главное управление Северного морского пути, которое возглавил Отто Шмидт. Главсевморпуть занялся строительством ледоколов и судов ледового класса, развитием полярной авиации, обеспечением радиосвязи и созданием метеостанций вдоль арктического побережья.
Чтобы доказать, что пассажирские суда могут ходить по Севморпути, в 1933 году по маршруту «Сибирякова» отправился пароход «Челюскин». Судно под руководством Отто Шмидта сумело пробиться в Берингов пролив, но не смогло выйти в Тихий океан: ветра и течение затянули его вместе с ледовым полем обратно в Карское море. В феврале 1934 года льды раздавили борт парохода и через два часа он затонул. За это время на льды удалось выгрузить всех пассажиров и аварийный запас. Два месяца полярные летчики, рискуя жизнью, вывозили «челюскинцев» со льдины, а за событиями в далекой Арктике следил весь мир. Все 104 человека были спасены.
Несмотря на неудачу «Челюскина», отказываться от планов по налаживанию регулярного сообщения по Севморпути никто не собирался. Уже в 1934 году ледорез «Литке» без аварий прошел из Владивостока в Мурманск за одну навигацию.
Этот рейс вошел в историю как первое сквозное плавание с востока за запад. В следующем 1935 году лесовозы «Искра» и «Ванцетти» впервые перевезли по Севморпути грузы из Ленинграда во Владивосток. А в 1939 году ледокол «И. Сталин» совершил за одну навигацию двойное сквозное плаванье.
Советский Союз стал первой страной, начавшей активно использовать дрейфующие полярные станции. Чтобы они могли вести исследования круглый год, на льдины завозили оборудование и все необходимое для жизни и работы участников экспедиций. Первая полярная станция «Северный полюс – 1» начала работать в 1937 году под руководством полярника Ивана Папанина. Четыре человека прошли на огромной дрейфующей льдине более двух тысяч километров.
«Папанинцев» эвакуировали лишь через 274 дня, когда льдина начала таять и уменьшаться в размерах. Героев-полярников встречали с таким же воодушевлением, как космонавтов спустя несколько десятилетий. Первые шаги в освоении Севморпути воспринимались как подвиг, равный покорению орбитального пространства. А сделанные первой дрейфующей полярной станцией наблюдения помогли лучше понять направление арктических течений и метеорологические условия в Арктике, облегчив судоходство по Севморпути.
Читайте также Вехи большого пути Северный морской путь и его главные портыОдновременно шла работа по созданию транспортной инфраструктуры на северном побережье России. Были построены арктические порты, в том числе Игарка, Диксон, Певек и Провидения. Все они приобрели стратегическое значение с началом Великой Отечественной войны. Севморпуть стал самым безопасным маршрутом для перевозки грузов, в том числе и поступающих от стран-союзников по ленд-лизу.
Лишь в западной части магистрали транспортные караваны поджидала опасность: на советские транспорты охотились фашистские подводные лодки. Конвою из военных судов Северного флота приходилось отбивать атаки, неся потери. И все же Севморпуть продолжал бесперебойно снабжать фронт: за военные годы было перевезено свыше 4 млн тонн различных грузов, а по Севморпути прошли сотни судов.
Новый этап в освоении Севморпути начался в мирное время с появлением атомных ледоколов. 3 декабря 1959 года был принят в эксплуатацию первенец российского ледокольного флота – ледокол «Ленин». Огромное судно 30 лет водило караваны судов по арктическим морям, а после выхода на пенсию встало на вечную стоянку в Мурманске. Сегодня атомоход стал музеем. В 2018 году ему был присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения.
Вторым ледоколом с ядерной энергетической установкой стала «Арктика», спущенная на воду в 1972 году. В 1977 году это судно впервые в мире сумело дойти до Северного полюса в активном плавании, а не в дрейфе. По тому же проекту, что и «Арктика», были построены еще пять атомных ледоколов, способных преодолевать льды толщиной до 2,8 метра.
Атомоходам предстояло обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути, требовавшуюся для развития таких гигантов, как Норильский комбинат. Эта задача впервые была решена в 1978 году, когда ледоколы начали круглый год проводить караваны по маршруту Мурманск-Дудинка. Севморпуть стал обретать реальные очертания национальной транспортной артерии. К 1987 году навигацию обслуживали 17 линейных ледоколов, в том числе 8 атомных, а объем перевозок достигал 6-8 млн тонн в год.
В 1991 году Севморпуть был открыт для международного судоходства. Однако мировые корпорации всерьез заинтересовались новой глобальной магистралью лишь после того, как ученые заявили о начале глобального потепления. Таяние арктических льдов открывает новые перспективы и уже появились первые желающие ими воспользоваться. Так, если в 2009 году через Севморпуть прошли всего два иностранных коммерческих судна, то в 2011 году этот вариант выбрали уже 34 корабля.
Конечно, это ничтожно мало по сравнению с Суэцким каналом, который обсуживает в год 18 тысяч судов, но тенденция к росту уже говорит о многом. Ведь Севморпуть не перегружен, как Суэцкий канал, здесь не нужно платить за проход и подолгу дожидаться своей очереди. А главное, маршрут через арктические моря почти вдвое короче, что позволяет серьезно сэкономить и время, и деньги, которые тратятся на топливо и оплату труда экипажа. Поэтому задача, которую поставил президент России Владимир Путин – увеличить к 2024 году объем перевозок по Севморпути до 80 млн тонн в год – выглядит более чем реалистичной.
По итогам 2018 года грузопоток уже составил 18 млн тонн, в три раза превысив пиковые объемы времен СССР. Севморпуть снова востребован.
Читайте также «Арктика»: сверхледокол Атомный ледокол «Арктика» сделает перевозки по Северному морскому пути дешевле и быстрее