Инвестиционный портал Арктической зоны России

Разрушители легенд

85 лет назад, 23 октября 1937 года начался легендарный арктический дрейф парохода «Георгий Седов»

23 октября 2022
Фото: Shutterstock

812 дней во льдах Северного Ледовитого океана провел советский ледокол «Георгий Седов». Команда судна прошла путь в 3307 морских миль – 6124 км. За три зимовки в Арктике 15 человек на борту «Седова» провели уникальные наблюдения и окончательно разрушили легенду о Земле Санникова, в существование которой верили более 125 лет.

Летом 1937 года пароход ледокольного типа «Георгий Седов» участвовал в океанографической экспедиции близ Новосибирских островов. Когда основные задачи были выполнены, его направили на помощь каравану судов, застрявшему среди льдов в море Лаптевых из-за рано наступившей зимы. Вместе с «Седовым» к каравану поспешили еще два ледокола – «Садко» и «Малыгин». Все три корабля попали в ледовую ловушку и 23 декабря вынуждены были лечь в дрейф. 30 декабря от Главного управления Севморпути пришел приказ о начале зимовки.

Ни на одном из трех пароходов не было людей с опытом выживания в Арктике, всему пришлось учиться самостоятельно.

«Среди дрейфующих льдов образовался целый город. Рядом с трехэтажными пароходами выросли ледовые домики, палатки гидрологов и магнитологов… Быстро были протоптаны тропы, соединяющие корабли», – вспоминал Константин Бадигин, капитан «Георгия Седова».

Застрявшие ледоколы успешно перенесли долгую зиму. Весной управление Севморпути организовало авиационный отряд для эвакуации пассажиров и экипажа. Его возглавил знаменитый полярный летчик, Герой Советского Союза Анатолий Алексеев. Три самолета его звена вывезли на большую землю большую часть людей, из 217 человек на трех пароходах осталось 33 – по 11 на каждом судне. Летчики доставили им еду и теплую одежду.

Осмотр показал, что сжатие льдов повредило «Седову» руль, и самостоятельно идти он не может. На помощь пришел ледокол «Ермак», однако он не смог взять корабль на буксир. 30 августа все пароходы ушли, а «Седов» остался на вторую зимовку. 15 человек, оставшихся на борту, продолжили дрейф в одиночестве.

Вторая зимовка оказалась еще тяжелее первой: из-за движения льдов судно накренилось на 30 градусов, вода начала поступать в трюм. Однако экипаж «Седова» продолжал вести научные исследования.

Каждая задача превращалась в сложный вызов: так, чтобы измерять глубину океана, нужен был длинный трос, а на борту его не было. Тогда участники экспедиции сами изготовили трос из толстых проволочных канатов, и он оказался таким прочным, что прослужил до конца дрейфа.

Чтобы проводить гидрологические исследования, приходилось делать прорубь во льду, ставить на нее палатку и обогревать ее примусами.

«В тот день, когда мы завершили отепление рабочего места гидрологов, мороз достиг 38,5 градуса. А внутри гидрологической палатки термометр показывал «только» минус 24 градуса — по нашим условиям это было очень тепло», – рассказывал Константин Бадигин.

15 смельчаков не падали духом и терпеливо ждали, когда появится возможность вернуться на берег. Компанию людям на застрявшем судне составляли две собаки – Джерри и Льдинка. Они стали любимцами всей команды.

«К супу, каше и макаронам Джерри и Льдинка относились крайне скептически. Они лишь уклончиво помахивали хвостами, учуяв запах снеди, приготовленной коком. Зато очень любили сгущенное молоко, сахар и особенно шоколад. Стоило кому-нибудь зашелестеть оберткой от шоколадки, как собаки сейчас же поднимали уши и начинали умильно поглядывать на владельца лакомства», – вспоминал Константин Бадигин.

Вторая зимовка тоже закончилась благополучно. Однако все попытки помочь «Седову» летом 1939 года снова оказались безуспешными. Так, в сентябре на помощь отправили сразу два ледокола – «Иосиф Сталин» и «Федор Литке». Но пробиться к застрявшему кораблю сквозь мощнейшие льды они не смогли, пришлось вернуться в порт.

Лишь со второй попытки, в январе 1940 года «Иосиф Сталин» сумел подойти к «Седову» на расстояние в 25 миль. Чтобы ускорить освобождение ледокола, пришлось закладывать в 2-3 метрах от корпуса заряды, взрывами разрушая пятиметровый лед под кормой. Наконец, 13 января оба судна встали борт к борту, и «Седов» был выведен на чистую воду.

21 января советские корабли добрались до Баренцбурга на Шпицбергене, а уже 29 января «Седова» торжественно встречали в Мурманске.

Все члены экипажа были удостоены звания Героев Советского Союза, а сам пароход «Георгий Седов» награжден орденом Ленина.

За 812 дней арктического дрейфа команда «Седова» провела уникальные метеорологические и гидрологические исследования, получила образцы грунта с глубин более 3 тысяч метров. А заодно навсегда развеяла миф о так называемой Земле Санникова, в существование которой верили 125 лет. За свой долгий дрейф «Седов» дважды пересек район, в котором мог находиться мифический архипелаг, и доказал, что он не более, чем легенда.

Читайте также Опытность и искусство ваши известны Четыре экспедиции к Новой Земле – таков вклад основателя РГО Федора Литке в изучение Арктики

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ
23 января 2025 Большие металлургические предприятия являются лидерами по привлечению туристов в Арктику

Каждый шестой инвестиционный проект в Арктике реализуется в сфере туризма. По количеству туристов среди регионов лидируют Мурманская область, Архангельская область и ЯНАО.

Мурманск
23 января 2025 В РИО заявили о скором обеспечении круглогодичной навигации по Севморпути

Если в 2002 по СМП было перевезено 2,3 миллиона тонн грузов, то в 2024 году, благодаря новым ледоколам и введенным в строй портам-терминалам, — уже 37,9 миллиона тонн грузов, что на 4% больше, чем в 2023 году.

Транспорт
23 января 2025 Якутия готова стать пилотным регионом по развитию туризма на северо-востоке Арктики

По мнению постоянного представителя республики при президенте РФ, первого заместителя председателя правительства региона Андрея Федотова, арктический туризм необходимо «рассматривать как такую работу, которая формирует патриотические чувства у наших граждан особенно остро».

Якутия

Туризм

ПОДРОБНЕЕ