Расширение международного сотрудничества в Арктике: приглашаем померзнуть в российских водах
Север зовет ученых со всего мира
4 августа 2024Российская ледостойкая платформа «Северный полюс» зовет ученых из Индии и Китая присоединиться к научному сотрудничеству. Об этом заявил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александр Макаров, подчеркнув, что на сегодняшний день уже существует позитивный опыт сотрудничества российских и индийских ученых в Антарктиде. Наши станции находятся рядом, что позволило наладить продуктивные взаимоотношения — сегодня руководство ААНИИ намерено расширить плодотворное взаимодействие и на Арктику. Такой же формат обсуждается и с китайскими коллегами. По словам Александра Макарова, ледостойкая платформа показала высокую степень работоспособности в Северном Ледовитом океане, что делает её отличным плацдармом для научного сотрудничества.
В свою очередь, руководство Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Лаверова Уральского отделения РАН сообщило о заключении соглашения о сотрудничестве с двумя университетами в Марокко, имени Сиди Мохаммеда бен Абдаллаха, город Фес, и имени Мохаммеда Премьера, город Уджда. Ученые намерены изучать пресноводных беспозвоночных. Также на Ямале в конце июля прошла масштабная международная стажировка для студентов и аспирантов по направлениям «Геология», «География», «Экология», «Геодезия» и другим смежным дисциплинам. Молодые ученые из Индии, Ирана и Пакистана провели полевые исследования состояния почв региона с целью формирования математической модели поведения вечной мерзлоты.Казалось бы, какой интерес может быть у ученых из стран Магриба, Индии и Китая к холодной и негостеприимной Арктике? Тем не менее, за последние годы наблюдается устойчивый рост внимания зарубежных партнеров из числа стран БРИКС и ШОС к российским проектам в Заполярье. К примеру, для Индии крайне важными являются исследования, направленные на отслеживание динамики изменения климата. Для страны с населением в 1,4 млрд человек и протяженной густонаселенной береговой линией изменение уровня воды в мировом океане грозит потенциальной катастрофой невиданных масштабов. Также Индия заинтересована в поставках энергоносителей — страна импортирует 87% нефти и более 45% газа. Даже при условии того, что преимущества Северного морского пути по скорости доставки заканчиваются у берегов Вьетнама, Индии требуется стабильный партнер, обеспечивающий растущую промышленность топливом.
Китай больше заинтересован в транзитных возможностях Северного морского пути, хотя и российские энергоресурсы ему приходятся весьма кстати (достаточно сказать, что китайские CNPC и Фонд Шелкового пути владеют 30% акций «ЯмалСПГ»). В науке КНР пока участвует в проектах, связанных с исследованиями вечной мерзлоты. В Якутии российские и китайские ученые реализовали восемь совместных проектов, компания XY Group выразила желание сотрудничать с российскими исследователями в области биотехнологий, фитотерапии и энергетики. Также в прошлом году российские и китайские ученые договорились о совместных исследованиях на острове Самойловский в дельте реки Лена. В целом, Китай чрезвычайно активно участвует в развитии АЗРФ — объем совокупных прямых инвестиций в российскую Арктику составил $90 млрд за последнее десятилетие.
Необходимо отметить, что большинство международных научных проектов в российской Арктике пока находятся в стадии либо переговоров, либо отдельных программ, не связанных в единую систему. До недавнего времени доступ в Арктику внерегиональных держав был существенно ограничен договоренностями государств, входящих в Арктический совет. Полномасштабное сотрудничество с прямым участием стран, скажем, Азиатского региона не приветствовалось большинством участников. После 2023 года Российская Федерация провела крутой поворот в сторону открытости, пригласив к сотрудничеству партнеров со всего мира. Подобные резкие изменения были восприняты позитивно, но все же требуют выстраивания взаимоотношений практически с нуля. Индия, Китай, Пакистан, Марокко и Иран, конечно, хотят принять участие в перспективных исследованиях в Арктике, но на это потребуется некоторое время.