Инвестиционный портал Арктической зоны России

Путешествие за светом: маяки Мурманской области восстанавливают для туристов

Лучики света в полярной ночи

20 сентября 2024
Фото: Shutterstock

В середине сентября 2024 года завершился второй сезон проекта «От родника до океана. Маяки» Единого волонтерского центра Мурманской области. Два месяца волонтеры красили, штукатурили, чистили и всячески обхаживали Териберский маяк, возвращая столетнему зданию свежесть и яркие краски. Это было весьма непростое мероприятие — добраться до мыса можно только по воде, работа тяжелая, да и погода на Севере не балует даже летом. Тем не менее, сегодня маяк приобрел совершенно новые краски. Если быть совсем точным, то на ремонт потратили 300 килограммов краски и 22 тонны штукатурки. В прошлом году 50 человек подарили свежий облик Кашкарнцевскому маяку на юге Кольского полуострова. 

В Мурманской области есть более десятка маяков — Вайдагубский, Цыпнаволокский, Сетьнаволокский, Кильдинский-Северный, Териберский, Русский, Харловский, Святоносский, Городецкий, Терско-Орловский, Вешняк, Сосновецкий и другие. Часть из них была построена еще в XIX веке — Святоносский маяк начал свою работу еще в 1862 году, и с тех пор он несет свою службу, подвергаясь век от века ремонту и модернизации. Деревянное здание так и осталось в своем первозданном виде, зато сменилась техника и штат. Сегодня он работает в автоматическом режиме, продолжая предупреждать суда об отвесных скалах мыса Святой Нос. Чтобы посмотреть, что происходит с историческим зданием, пришлось организовывать настоящую экспедицию под патронажем РГО — старейший маяк страны, внесенный в список культурного наследия федерального значения, находится на почтительном удалении от цивилизации.

Маяк Кашкаранцы. Источник: пресс-служба Правительства Мурманской области

Между тем, на Кольском полуострове многие маяки испытывают потребность в ремонте и уходе. Находясь в удалении от населенных пунктов, они понемногу уступают сварливому характеру Баренцева моря, и нуждаются в заботе. Тем более, что люди хотят их посещать — в нынешнем году маяки вошли в туристический план развития Мурманской области до 2030 года. Уникальные инженерные сооружения требуют ухода, им нужен ремонт и облагораживание территории. Те маяки, на которых есть смотрители, во многом еще держатся, но вот автономные здания уже начинают понемногу сдавать.

Развитие туристической отрасли может вдохнуть новую жизнь в полузабытые маяки — количество предложений на рынке экскурсионных услуг Мурманской области исчисляются десятками. Туроператоры искусно совмещают путешествие на маяк с бердвотчингом, осмотром обитателей морских побережий и рыбалкой, если таковую пожелают гости. В тех местах обычно нет поселений, зато гнездятся гагары, вылезают на берег тюлени, иногда можно увидеть кита. Сама дорога до маяка становится приключением. Некоторые объекты доступны только с моря, другие потребуют вездехода или снегохода, а особо суровые любители приключений предпочитают добираться до точки пешком. Пара дней прогулки по тундре с рюкзаком за плечами дарит незабываемые впечатления и стойкий аромат романтики, стоит только снять ботинки у костерка.

Териберский маяк. Источник: пресс-служба Правительства Мурманской области

Туроператоры предпочитают водить группы на автоматические или заброшенные маяки — туристам можно показать подноготную работы гидрографической службы в прошлом и рассказать о настоящем. На функционирующие объекты обычным людям вход заказан — смотритель и его команда не для того забрались на край света, чтобы развлекать прохожих разговорами. Более того, дорогостоящее оборудование и важные документы нуждаются в некоторой приватности. Впрочем, есть вероятность, что привычки придется частично изменить. Развитие туристического направления, скорее всего, откроет двери учреждений, пусть и в редкие дни.

Териберский маяк. Источник: пресс-служба Правительства Мурманской области

Что же до опасений, что с развитием спутниковой навигации маяки окончательно превратятся в исторические развалины, то это не более чем заблуждение. Да, современные системы навигации стали неизмеримо совершеннее средств, доступных мореплавателям в доцифровую эпоху, но и спутниковая связь периодически сбоит. Более того, визуальное подтверждение опасных участков часто помогает морякам лучше, чем все интерактивные карты и радиосвязь. В водах Северного ледовитого океана так точно маякам обеспечено светлое будущее, которое продлится еще долгие десятилетия, если не столетия.

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ
23 января 2025 Большие металлургические предприятия являются лидерами по привлечению туристов в Арктику

Каждый шестой инвестиционный проект в Арктике реализуется в сфере туризма. По количеству туристов среди регионов лидируют Мурманская область, Архангельская область и ЯНАО.

Мурманск
23 января 2025 В РИО заявили о скором обеспечении круглогодичной навигации по Севморпути

Если в 2002 по СМП было перевезено 2,3 миллиона тонн грузов, то в 2024 году, благодаря новым ледоколам и введенным в строй портам-терминалам, — уже 37,9 миллиона тонн грузов, что на 4% больше, чем в 2023 году.

Транспорт
23 января 2025 Якутия готова стать пилотным регионом по развитию туризма на северо-востоке Арктики

По мнению постоянного представителя республики при президенте РФ, первого заместителя председателя правительства региона Андрея Федотова, арктический туризм необходимо «рассматривать как такую работу, которая формирует патриотические чувства у наших граждан особенно остро».

Якутия

Туризм

ПОДРОБНЕЕ