Путешествие за светом: маяки Мурманской области восстанавливают для туристов
Лучики света в полярной ночи
20 сентября 2024В середине сентября 2024 года завершился второй сезон проекта «От родника до океана. Маяки» Единого волонтерского центра Мурманской области. Два месяца волонтеры красили, штукатурили, чистили и всячески обхаживали Териберский маяк, возвращая столетнему зданию свежесть и яркие краски. Это было весьма непростое мероприятие — добраться до мыса можно только по воде, работа тяжелая, да и погода на Севере не балует даже летом. Тем не менее, сегодня маяк приобрел совершенно новые краски. Если быть совсем точным, то на ремонт потратили 300 килограммов краски и 22 тонны штукатурки. В прошлом году 50 человек подарили свежий облик Кашкарнцевскому маяку на юге Кольского полуострова.
В Мурманской области есть более десятка маяков — Вайдагубский, Цыпнаволокский, Сетьнаволокский, Кильдинский-Северный, Териберский, Русский, Харловский, Святоносский, Городецкий, Терско-Орловский, Вешняк, Сосновецкий и другие. Часть из них была построена еще в XIX веке — Святоносский маяк начал свою работу еще в 1862 году, и с тех пор он несет свою службу, подвергаясь век от века ремонту и модернизации. Деревянное здание так и осталось в своем первозданном виде, зато сменилась техника и штат. Сегодня он работает в автоматическом режиме, продолжая предупреждать суда об отвесных скалах мыса Святой Нос. Чтобы посмотреть, что происходит с историческим зданием, пришлось организовывать настоящую экспедицию под патронажем РГО — старейший маяк страны, внесенный в список культурного наследия федерального значения, находится на почтительном удалении от цивилизации.
Маяк Кашкаранцы. Источник: пресс-служба Правительства Мурманской областиМежду тем, на Кольском полуострове многие маяки испытывают потребность в ремонте и уходе. Находясь в удалении от населенных пунктов, они понемногу уступают сварливому характеру Баренцева моря, и нуждаются в заботе. Тем более, что люди хотят их посещать — в нынешнем году маяки вошли в туристический план развития Мурманской области до 2030 году. Уникальные инженерные сооружения требуют ухода, им нужен ремонт и облагораживание территории. Те маяки, на которых есть смотрители, во многом еще держатся, но вот автономные здания уже начинают понемногу сдавать.
Развитие туристической отрасли может вдохнуть новую жизнь в полузабытые маяки — количество предложений на рынке экскурсионных услуг Мурманской области исчисляются десятками. Туроператоры искусно совмещают путешествие на маяк с бердвотчингом, осмотром обитателей морских побережий и рыбалкой, если таковую пожелают гости. В тех местах обычно нет поселений, зато гнездятся гагары, вылезают на берег тюлени, иногда можно увидеть кита. Сама дорога до маяка становится приключением. Некоторые объекты доступны только с моря, другие потребуют вездехода или снегохода, а особо суровые любители приключений предпочитают добираться до точки пешком. Пара дней прогулки по тундре с рюкзаком за плечами дарит незабываемые впечатления и стойкий аромат романтики, стоит только снять ботинки у костерка.
Териберский маяк. Источник: пресс-служба Правительства Мурманской областиТуроператоры предпочитают водить группы на автоматические или заброшенные маяки — туристам можно показать подноготную работы гидрографической службы в прошлом и рассказать о настоящем. На функционирующие объекты обычным людям вход заказан — смотритель и его команда не для того забрались на край света, чтобы развлекать прохожих разговорами. Более того, дорогостоящее оборудование и важные документы нуждаются в некоторой приватности. Впрочем, есть вероятность, что привычки придется частично изменить. Развитие туристического направления, скорее всего, откроет двери учреждений, пусть и в редкие дни.
Териберский маяк. Источник: пресс-служба Правительства Мурманской областиЧто же до опасений, что с развитием спутниковой навигации маяки окончательно превратятся в исторические развалины, то это не более чем заблуждение. Да, современные системы навигации стали неизмеримо совершеннее средств, доступных мореплавателям в доцифровую эпоху, но и спутниковая связь периодически сбоит. Более того, визуальное подтверждение опасных участков часто помогает морякам лучше, чем все интерактивные карты и радиосвязь. В водах Северного ледовитого океана так точно маякам обеспечено светлое будущее, которое продлится еще долгие десятилетия, если не столетия.