По следам Русанова и Толля
Как участникам экспедиции РГО на ледоколе «Илья Муромец» удалось заполнить несколько пустых страниц в истории Арктики
16 ноября 202023 октября завершился третий сезон Комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества по изучению арктических архипелагов. На этот раз ученые и поисковики прошли по маршруту великих полярных исследователей Владимира Русанова и Эдуарда Толля. Отыскать следы первопроходцев и вписать в их биографию новые факты – лучший способ сохранить память об отважных полярниках прошлого. Ради этой цели участники экспедиции преодолели более 11 тысяч морских миль и отыскали 125 уникальных артефактов, которые помогут восстановить историю освоения Русской Арктики.
Впервые Комплексную экспедицию по изучению арктических архипелагов Русское географическое общество и Северный флот отправили в 2018 году. Третий сезон уникального проекта был посвящен сразу нескольким памятным датам: 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 175-летию Русского географического общества, 110-летию Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, 120-летию Русской полярной экспедиции и 145-летию со дня рождения Владимира Русанова.
Два экспедиционных отряда стартовали 5 августа из Североморска. Первый отправился на морском буксире МБ-12 к архипелагу Новая Земля и впервые в истории арктических путешествий обогнул его с севера. На восточном острове Баренца отряд сумел найти продовольственное депо, заложенное в 1872 году австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вайпрехта. За полтора века хлеб и колбаса превратились в клейкую массу, напоминающую глину, зато сохранились бочки и ящики, в которых лежало продовольствие.
В заливе Тюлений пролива Маточкин Шар отряд сделал еще одно сенсационное открытие – нашел зимовье первой российской официальной научной экспедиции на Новую Землю под руководством Федора Розмыслова. В зимовье удалось отыскать такие уникальные артефакты, как хорошо сохранившийся медный нательный крест XVIII века с надписями и свинцовую пулю от мушкета. Все находки переданы в Российский государственный музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.
Второй отряд Комплексной экспедиции на дизель-электрическом ледоколе «Илья Муромец» совершил поход, беспрецедентный по продолжительности и объему исследований. Судно прошло по акваториям восьми арктических морей, побывало на Северной Земле, на Таймыре, на Новосибирских островах и острове Врангеля.
Отряд «Ильи Муромца» очень надеялся отыскать следы экспедиции Владимира Русанова. В 1919 году Новой Земле он первым среди полярников совершил сухопутный поход по Новой Земле и обнаружил на архипелаге каменный уголь. А в 1912 году отправился на шхуне «Геркулес» на восток и пропал без вести вблизи полуострова Михайлова на Таймыре. Отряд РГО обследовал остров Песцовый, где несколько лет назад обнаружили двигатель, который мог принадлежать «Геркулесу». На берегу удалось обнаружить мачты, куски обшивки и часть подводного основания морского судна. Дальнейшие исследования помогут установить, что это был за корабль.
Не менее важной задачей было отыскать следы Русской полярной экспедиции Эдуарда Толля. В 1900 году он отправился искать Землю Санникова на шхуне «Заря» и пропал без вести после второй зимовки. Отряд «Ильи Муромца» достиг Новосибирских островов и высадился в бухте Нерпалах, на месте первой зимовки экспедиции Толля. На косе, у которой стояла шхуна «Заря», десант РГО отыскал могилу фельдшера экспедиции Германа Вальтера, скончавшегося в 1901 году. А на берегу поисковики обнаружили продовольственный склад барона Толля, в котором он оставил консервы и крупы для экспедиции Нансена. Продукты до наших дней не сохранились, а вот вырытое в вечной мерзлоте и обложенное изнутри досками помещение склада выглядит почти как новенькое. В нем и век спустя можно хранить еду, как в гигантском холодильнике. А еще до сих пор отлично держит пар баня, построенная экспедицией Толля. Экипаж «Ильи Муромца» убедился в этом на собственном опыте.
В заливе Симса моря Лаптевых экспедиция сделала открытие, на которое даже не рассчитывала. Исследуя берега, отряд обнаружил уникальные артефакты XVII века. В память о первопроходцах Арктики, чьи имена история не сохранила, остались старинные монеты и нательные крестики, колокольчики и стеклянные бусины. А в заливе Тюлений удалось найти женский старообрядческий крестик. Как он там оказался – загадка, которую еще предстоит разгадать.
Экспедиция искала и корабли, не вернувшиеся из арктических морей. Один из них – ледокольный пароход «Вайгач», первым капитаном которого был Александр Колчак. Легендарное судно наткнулось на подводную скалу и затонуло в Енисейском заливе Карского моря в 1918 году. Отряд РГО сумел обнаружить в этом районе остатки нескольких кораблей, погибших в XX веке. Одна из находок, скорее всего, и есть «Вайгач». Но корпус судна изъела коррозия, он зарос актиниями и полипами, поэтому для полной уверенности необходимы дополнительные исследования. В будущем ученые рассчитывают вернуться в Енисейский залив и развеять сомнения.
В Чукотском море экспедиция исследовала не менее легендарное судно – пароход «Челюскин». Он был раздавлен арктическими льдами и затонул в 1934 году, а за спасением высадившихся на лед пассажиров следила вся страна. Сделать хорошие кадры парохода, лежащего на дне, раньше не удавалось: вода в месте гибели «Челюскина» очень мутная, а течение слишком мощное. Но отряду РГО удалось не только сфотографировать судно, но и записать видео, на котором отлично видны носовая и средняя части. Более того, с помощью многолучевого эхолота экспедиция провела трехмерную акустическую съемку «Челюскина».
На всем протяжении долгого пути участники экспедиции вели научные наблюдения. Ведь из-за глобального потепления Арктика стремительно меняется, и нужно представлять, какие сюрпризы она может преподнести. Так, зоологи уже зафиксировали изменения ареалов морских обитателей.
Экспедиция смогла провести и серьезные геологические исследования. Например, впервые обследовать подземную часть острова Врангеля. А пока остальные участники отряда искали «Вайгач» на морском дне, группа геофизиков на берегу совершила открытие – обнаружила мощный разлом, образовавшийся в результате землетрясения примерно тысячу лет назад. Скала, о которую разбился легендарный ледокол, поднялась как раз в результате этого катаклизма.
Читайте также Севморпуть под парусамиКак учебный барк «Седов» в одиночном плавании за одну навигацию прошел по Северному морскому путиЗа несколько недель до окончания похода арктические путешественники совершили еще одно открытие, которое казалось невозможным в XXI веке, – географическое. Отряд РГО обнаружил, что в результате таяния арктических льдов залив Лабиринт у острова Комсомолец архипелага Северная Земля превратился в пролив, образовался новый остров. Однако высадиться на него пока не получилось. А это обязательное условие, чтобы нанести на карту этот кусочек суши. Эту задачу также пришлось отложить на будущее. В истории освоения Арктики так много пустых страниц, что понадобится еще множество экспедиций, чтобы их заполнить.