Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

По следам Русанова и Толля

Как участникам экспедиции РГО на ледоколе «Илья Муромец» удалось заполнить несколько пустых страниц в истории Арктики

16 ноября 2020

23 октября завершился третий сезон Комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества по изучению арктических архипелагов. На этот раз ученые и поисковики прошли по маршруту великих полярных исследователей Владимира Русанова и Эдуарда Толля. Отыскать следы первопроходцев и вписать в их биографию новые факты – лучший способ сохранить память об отважных полярниках прошлого. Ради этой цели участники экспедиции преодолели более 11 тысяч морских миль и отыскали 125 уникальных артефактов, которые помогут восстановить историю освоения Русской Арктики.

Впервые Комплексную экспедицию по изучению арктических архипелагов Русское географическое общество и Северный флот отправили в 2018 году. Третий сезон уникального проекта был посвящен сразу нескольким памятным датам: 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 175-летию Русского географического общества, 110-летию Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, 120-летию Русской полярной экспедиции и 145-летию со дня рождения Владимира Русанова.

Два экспедиционных отряда стартовали 5 августа из Североморска. Первый отправился на морском буксире МБ-12 к архипелагу Новая Земля и впервые в истории арктических путешествий обогнул его с севера. На восточном острове Баренца отряд сумел найти продовольственное депо, заложенное в 1872 году австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вайпрехта. За полтора века хлеб и колбаса превратились в клейкую массу, напоминающую глину, зато сохранились бочки и ящики, в которых лежало продовольствие.

В заливе Тюлений пролива Маточкин Шар отряд сделал еще одно сенсационное открытие – нашел зимовье первой российской официальной научной экспедиции на Новую Землю под руководством Федора Розмыслова. В зимовье удалось отыскать такие уникальные артефакты, как хорошо сохранившийся медный нательный крест XVIII века с надписями и свинцовую пулю от мушкета. Все находки переданы в Российский государственный музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.

Второй отряд Комплексной экспедиции на дизель-электрическом ледоколе «Илья Муромец» совершил поход, беспрецедентный по продолжительности и объему исследований. Судно прошло по акваториям восьми арктических морей, побывало на Северной Земле, на Таймыре, на Новосибирских островах и острове Врангеля.

Отряд «Ильи Муромца» очень надеялся отыскать следы экспедиции Владимира Русанова. В 1919 году Новой Земле он первым среди полярников совершил сухопутный поход по Новой Земле и обнаружил на архипелаге каменный уголь. А в 1912 году отправился на шхуне «Геркулес» на восток и пропал без вести вблизи полуострова Михайлова на Таймыре. Отряд РГО обследовал остров Песцовый, где несколько лет назад обнаружили двигатель, который мог принадлежать «Геркулесу». На берегу удалось обнаружить мачты, куски обшивки и часть подводного основания морского судна. Дальнейшие исследования помогут установить, что это был за корабль.

Не менее важной задачей было отыскать следы Русской полярной экспедиции Эдуарда Толля. В 1900 году он отправился искать Землю Санникова на шхуне «Заря» и пропал без вести после второй зимовки. Отряд «Ильи Муромца» достиг Новосибирских островов и высадился в бухте Нерпалах, на месте первой зимовки экспедиции Толля. На косе, у которой стояла шхуна «Заря», десант РГО отыскал могилу фельдшера экспедиции Германа Вальтера, скончавшегося в 1901 году. А на берегу поисковики обнаружили продовольственный склад барона Толля, в котором он оставил консервы и крупы для экспедиции Нансена. Продукты до наших дней не сохранились, а вот вырытое в вечной мерзлоте и обложенное изнутри досками помещение склада выглядит почти как новенькое. В нем и век спустя можно хранить еду, как в гигантском холодильнике. А еще до сих пор отлично держит пар баня, построенная экспедицией Толля. Экипаж «Ильи Муромца» убедился в этом на собственном опыте.

В заливе Симса моря Лаптевых экспедиция сделала открытие, на которое даже не рассчитывала. Исследуя берега, отряд обнаружил уникальные артефакты XVII века. В память о первопроходцах Арктики, чьи имена история не сохранила, остались старинные монеты и нательные крестики, колокольчики и стеклянные бусины. А в заливе Тюлений удалось найти женский старообрядческий крестик. Как он там оказался – загадка, которую еще предстоит разгадать.

Экспедиция искала и корабли, не вернувшиеся из арктических морей. Один из них – ледокольный пароход «Вайгач», первым капитаном которого был Александр Колчак. Легендарное судно наткнулось на подводную скалу и затонуло в Енисейском заливе Карского моря в 1918 году. Отряд РГО сумел обнаружить в этом районе остатки нескольких кораблей, погибших в XX веке. Одна из находок, скорее всего, и есть «Вайгач». Но корпус судна изъела коррозия, он зарос актиниями и полипами, поэтому для полной уверенности необходимы дополнительные исследования. В будущем ученые рассчитывают вернуться в Енисейский залив и развеять сомнения.

В Чукотском море экспедиция исследовала не менее легендарное судно – пароход «Челюскин». Он был раздавлен арктическими льдами и затонул в 1934 году, а за спасением высадившихся на лед пассажиров следила вся страна. Сделать хорошие кадры парохода, лежащего на дне, раньше не удавалось: вода в месте гибели «Челюскина» очень мутная, а течение слишком мощное. Но отряду РГО удалось не только сфотографировать судно, но и записать видео, на котором отлично видны носовая и средняя части. Более того, с помощью многолучевого эхолота экспедиция провела трехмерную акустическую съемку «Челюскина».

На всем протяжении долгого пути участники экспедиции вели научные наблюдения. Ведь из-за глобального потепления Арктика стремительно меняется, и нужно представлять, какие сюрпризы она может преподнести. Так, зоологи уже зафиксировали изменения ареалов морских обитателей.

Экспедиция смогла провести и серьезные геологические исследования. Например, впервые обследовать подземную часть острова Врангеля. А пока остальные участники отряда искали «Вайгач» на морском дне, группа геофизиков на берегу совершила открытие – обнаружила мощный разлом, образовавшийся в результате землетрясения примерно тысячу лет назад. Скала, о которую разбился легендарный ледокол, поднялась как раз в результате этого катаклизма.

Читайте также Севморпуть под парусамиКак учебный барк «Седов» в одиночном плавании за одну навигацию прошел по Северному морскому пути

За несколько недель до окончания похода арктические путешественники совершили еще одно открытие, которое казалось невозможным в XXI веке, – географическое. Отряд РГО обнаружил, что в результате таяния арктических льдов залив Лабиринт у острова Комсомолец архипелага Северная Земля превратился в пролив, образовался новый остров. Однако высадиться на него пока не получилось. А это обязательное условие, чтобы нанести на карту этот кусочек суши. Эту задачу также пришлось отложить на будущее. В истории освоения Арктики так много пустых страниц, что понадобится еще множество экспедиций, чтобы их заполнить.

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ
26 ноября 2020 Одобрена первая заявка от Якутии на получение статуса резидента Арктической зоны

Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики одобрило первую заявку от якутской компании на получение статуса резидента Арктической зоны РФ (АЗРФ), сообщается в четверг в телеграм-канале правительства Якутии.

Инвестиции
25 ноября 2020 В Москве в режиме онлайн пройдут Дни Арктики и Антарктики

Мероприятия откроются пленарной сессией на площадке ИД "Коммерсантъ"

Инвестиции
25 ноября 2020 Севморпуть будет развиваться как глобальный транспортный коридор к 2030-м годам

Северный морской путь к 2030-м годам будет развиваться как глобальный транспортный коридор для международных перевозок, заявил первый заместитель главы Минвостокразвития РФ Александр Крутиков на международном форуме "Дни Арктики и Антарктики в Москве", сообщает агентство ТАСС.

Экономика

Туризм

ПОДРОБНЕЕ