Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Севморпуть под парусами

Как учебный барк «Седов» в одиночном плавании за одну навигацию прошел по Северному морскому пути

11 ноября 2020

Экспедиция «Седова» не имеет аналогов в истории. Еще ни одному судну такого класса не удавалось пройти по Севморпути за одну навигацию с Востока на Запад и без сопровождения ледокола, который расчищал бы ему путь во льдах. Последний раз парусное судно шло по Арктике в 1878–1879 годах, и тогда шведскому китобойному барку «Вега» пришлось зазимовать во льдах. Полтора века не находилось желающих сделать еще одну попытку. А «Седов» решился – и победил. Под парусами, без помощи двигателя, барк пересек Чукотское море и часть Восточно-Сибирского моря. А то, что судно подняло парус в самых суровых водах – моря Лаптевых – беспрецедентный случай для плавания в таких широтах. Самой высокой точкой маршрута стал 78-й градус северной широты.

Четырехмачтовый барк «Седов» занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое большое учебное парусное судно во всем мире. Его длина – 117,5 м, водоизмещение – 7320 тонн, а площадь парусов – почти 4,2 тыс. м ². Порт прописки барка – Калининград.

В декабре 2019 года «Седов» покинул родные берега и отправился в кругосветное плавание, посвященное 200-летию со дня открытия Антарктиды первой русской антарктической экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Кульминацией праздничных мероприятий стала 200-мильная мемориальная гонка трех российских парусников – «Седова», барка «Крузенштерн» и фрегата «Паллада».

Завершив поход, в начале июня 2020 года «Крузенштерн» и «Паллада» вернулись в порты приписки. А «Седов» поставил себе амбициозную цель – дойти до родного Калининграда из Владивостока по Севморпути.

Сегодня здесь регулярно проходят танкеры с нефтью с арктических месторождений. Однако это суда высокого ледового класса, рассчитанные на то, чтобы самостоятельно преодолевать ледовые поля. И даже они очень редко обходятся без помощи ледоколов. А для парусного судна риски на порядок выше, особенно если учесть солидный возраст барка: в 2021 году он отпразднует 100-летний юбилей.

Современные средства навигации, конечно же, облегчают путь, но такое путешествие – сложнейшая задача даже для самых опытных моряков. А на борт «Седова» поднялись 138 курсантов курсанта Мурманского государственного технического университета, Балтийской академии рыбопромыслового флота и Калининградского морского рыбопромышленного колледжа. Они никогда раньше не ходили по Северному Ледовитому океану, и лишь в теории представляли, с какими трудностями им придется столкнуться. Однако решимости им это не убавило.

Среди добровольцев оказались и два потомственных полярника. Один – Рамазан Гаджиев из Дагестана, внучатый племянник Героя Советского Союза Магомета Гаджиева. Его подлодка в годы Великой Отечественной войны потопила 10 вражеских транспортов, а вступив в последний бой с тремя немецкими противолодочными кораблями, сумела уничтожить два из них. Второй - Роман Набока, сын капитана буксира в заполярном порту Сабетта. Отец проводит танкеры под погрузку сжиженным газом, а сын решил испытать себя в роли первопроходца Арктики.

19 августа «Седов» вышел в трансарктическую экспедицию из порта Владивостока и взял курс на Чукотку. Огибая этот полуостров, судно побывало в самом восточном порту России – Петропавловске-Камчатском, в самом северном городе страны – Певеке, и в поселке Эгвекинот – единственном месте, где на суше пересекаются Северный полярный круг и 180-й меридиан. От порта Владивостока до восточного рубежа Северного морского пути парусник прошел 2760 морских миль. Около 600 из них – под парусами.

На Севморпути включать двигатель пришлось гораздо чаще. Глобальное потепление, конечно же, сделало свое дело, и полтора века спустя после плавания «Веги» российский барк шел по открытой воде. Свободными оказались даже самые сложные участки – проливы Вилькицкого и Лонга, где практически всегда есть ледовые поля. Но это по-прежнему Арктика, а с нею не шутят. После моря Лаптевых барку пришлось сложить паруса. Ведь они могут моментально обледенеть – и судно перевернется, не один парусник погиб так в арктических морях. Поэтому одним из главных достижений «Седова» стало то, что он решился поднять паруса в суровых водах моря Лаптевых. Идти под парусами на этом отрезке пути позволила отличная по меркам Арктики погода – плюсовые температуры и попутный ветер.

«Седову» во всем сопутствовала удача. 13 октября 2020 года барк успешно завершил плавание по Севморпути и вышел через пролив Карские ворота в Баренцево море. Победа 100-летнего ветерана флота доказала: Северный морской путь стал полностью безопасен для навигации. Если парусник, который соответствует первому ледовому классу, самому низкому из девяти, сумел в одиночном плавании за одну навигацию пройти через арктические моря, значит, путь открыт для всех судов.

До Мурманска судно преодолело 7 081 морскую милю. 27 октября «Седов» покинул Мурманск и взял курс на Калининград. Вернувшись в родной порт, барк завершит кругосветный поход, посвященный 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями. А курсанты на борту учебного судна докажут, что они достойные наследники Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

Читайте также Нефтегазовый флот Арктики: на чем вывозят богатства Севера на «большую землю» Почему транспортировка добытых в Арктике углеводородов по Севморпути полностью безопасна для хрупкой северной природы

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ
26 ноября 2020 Одобрена первая заявка от Якутии на получение статуса резидента Арктической зоны

Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики одобрило первую заявку от якутской компании на получение статуса резидента Арктической зоны РФ (АЗРФ), сообщается в четверг в телеграм-канале правительства Якутии.

Инвестиции
25 ноября 2020 В Москве в режиме онлайн пройдут Дни Арктики и Антарктики

Мероприятия откроются пленарной сессией на площадке ИД "Коммерсантъ"

Инвестиции
25 ноября 2020 Севморпуть будет развиваться как глобальный транспортный коридор к 2030-м годам

Северный морской путь к 2030-м годам будет развиваться как глобальный транспортный коридор для международных перевозок, заявил первый заместитель главы Минвостокразвития РФ Александр Крутиков на международном форуме "Дни Арктики и Антарктики в Москве", сообщает агентство ТАСС.

Экономика

Туризм

ПОДРОБНЕЕ