Нефтегазовый флот Арктики: на чем вывозят богатства Севера на «большую землю»
Почему транспортировка добытых в Арктике углеводородов по Севморпути полностью безопасна для хрупкой северной природы
27 октября 2020Природа Арктики невероятно уязвима перед любым антропогенным воздействием, а разлив даже небольшого количества нефти или СПГ может обернуться настоящей катастрофой. Поэтому все компании, реализующие нефтегазовые проекты в арктической зоне России, используют лучшие технологии из доступных, причем не только при добыче углеводородов. Высочайшие требования предъявляются и к надежности судов, доставляющих грузы на «большую землю». Чтобы обезопасить акваторию северных морей, уже построен специальный флот ледокольных танкеров, которые способны безопасно работать в высоких широтах и имеют наивысший класс экологической безопасности. А строящиеся «зеленые» танкеры, работающие на СПГ, помогут поднять экологические стандарты на новую высоту.
Нефть, добытую на арктических месторождениях, доставляют по арктическим морям танкеры усиленного ледового класса Arc7. Так, терминал «Ворота Арктики» обслуживают сразу шесть танкеров этого высочайшего класса, рассчитанных на круглогодичную навигацию в арктических морях при температуре до -45°С. Каждый из них имеет водоизмещение 63 тысячи тонн и способен перевезти 38 тысяч тонн нефти за один рейс – вдвое больше, чем у ранее использовавшихся танкеров класса Аrc5.
Корпуса танкеров длиной 249 м и шириной 34 м изготовлены из специальной высокопрочной и устойчивой к низким температурам стали, а толщина стен увеличена. Поэтому суда могут самостоятельно преодолевать лед толщиной до 1,4 м. Но еще более эффективно они справляются при движении кормой вперед: тогда им не страшны льды толщиной до 1,8 м. Такие суда называют DAT (Double Acting Tanker), и фактически они совмещают в себе функции танкера и ледокола. Функция DAT позволяет проходить даже через торосы и тяжелые ледовые поля.
Однако самостоятельно прокладывать путь во льдах танкером приходится нечасто. «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий», ледоколы Arc130A ледового класса Icebreaker8, проводят танкеры к терминалу, а атомные ледоколы «Росатома» осуществляют их проводку по Севморпути.
Чтобы обеспечить танкерам повышенную маневренность при движении носом и кормой, на них установлены винторулевые колонки, которые вращаться вокруг своей оси на 360°. Возможность маневра на мелководье и отмелях обеспечивает также малая осадка танкеров. Акватория Обской губы, где построен терминал «Ворота Арктики», имеет небольшую глубину, в ней часто встречаются отмели, поэтому танкеры спроектированы с учетом мелководности. Максимальная осадка судна в пресной воде не превышает 9,5 м, что исключает риск сесть на мель и повредить корпус.
На каждом судне есть также носовое погрузочное устройство, которое позволяет судну находиться на расстоянии от терминала при загрузке нефти на борт и гарантирует безопасность процесса. Риск пожара на борту исключен благодаря наличию сразу нескольких систем пожаротушения. Помимо традиционной пенной, в случае ЧС будет применена и углекислотная: она быстро ликвидирует возгорание за счет того, что молекулы кислорода замещаются на CO2. Система простая и одновременно очень надежная: нет кислорода – а значит, у пламени нет пищи для роста и распространения.
При постройке танкеров использовано множество революционных решений. Так, современная котельная установка вместо традиционного пара использует термальное масло, что значительно повышает работоспособность систем обогрева. А это особенно важно в Арктике, с ее суровыми морозами. Арктические танкеры стали первыми крупнотоннажными судами с такой установкой, работающими в акватории Севморпути.
Благодаря уникальным техническим характеристикам все танкеры соответствуют самым высоким стандартам безопасности судоходства. Головное судно проекта – «Штурман Альбанов» – в декабре 2016 года первым в мире получило свидетельство судна полярного плавания. Этот документ подтверждает соответствие требованиям Полярного кодекса, разработанного на основе оценки рисков, характерных для полярных вод, и призванного обеспечить безопасную эксплуатацию судов и защиту окружающей среды. А в мае 2017 года «Штурман Альбанов» получил престижную международную премию Marine Propulsion Awards в номинации «Судно года». Российский ледокольный танкер был признан лучшим решением независимого жюри, в которое входят представители научного сообщества, бизнеса, СМИ и морских классификационных обществ.
Высший ледовый класс Arc7 имеют и танкеры, которые перевозят сжиженный природный газ, добываемый в Арктике. Так, проект «Ямал СПГ» обслуживают 15 таких танкеров вместимостью около 170 тысяч кубометров СПГ. «Кристоф де Маржери», первый в мире ледокольный танкер для перевозки СПГ, впервые принял на борт в порту Сабетта первую партию сжиженного газа 8 декабря 2017 года.
У ледокольных газовозов по характеристикам нет аналогов в мире. Суда длиной 300 м и шириной 50 м способны работать при температурах до -52°С и развивать в открытой воде скорость до 19,5 узлов, а во льдах толщиной 1,5 метра - 5,5 узлов. Носовая часть предназначена для движения в открытой воде, а корма благодаря функции DAT обеспечивает судну возможность самостоятельно продвигаться в сложных ледовых условиях. Максимальная толщина льда, через который способны пройти газовозы – 2,1 м. Такую проходимость им обеспечивает высокая мощность пропульсивной установки - 45 МВт. Это в полтора раза больше, чем у первого в мире атомного ледокола «Ленин» мощностью 32,4 МВт.
Газовозы класса «Ямалмакс» способны круглый год доставлять газ с Ямала в западном направлении без ледокольной проводки. А с июня по декабрь могут пройти по Севморпути и в восточном направлении. Так, в июле 2020 года танкер «Владимир Русанов» впервые доставил сжиженный газ в японский порт Йокогама. Весь путь из порта Сабетта до Японии занял около двух недель. До появления флота ледокольных газовозов период летней навигации в акватории Севморпути ограничивался четырьмя месяцами, а танкеры могли ходить лишь в сопровождении ледоколов.
Арктические газовозы построены с учетом всех требований Полярного кодекса, и отличаются высокой экологической безопасностью. Наряду с традиционными видами топлива, суда могут работать и на экологичном энергоносителе, который они перевозят. Использование СПГ позволяет сократить выбросы в атмосферу вредных газов: на 90% оксидов серы и низкодисперсных частиц, на 85% оксидов азота и на 27% углекислого газа. Это еще раз говорит о том, что новый этап освоения Арктики не нанесет ущерба для хрупкой природы региона.
Скоро ледокольный танкерный флот России пополнят уникальные крупнотоннажные танкеры, использующие сжиженный газ в качестве основного. Эти нефтеналивные суда типоразмера «Афрамакс», одного из самых востребованных в глобальной транспортировке энергоносителей. В сентябре 2020 года в Приморье на судостроительном комплексе «Звезда» уже начались ходовые испытания танкера «Владимир Мономах», первого в серии российских «Афрамаксов». А всего планируется построить 12 «зеленых» танкеров для перевозки сырой нефти, которые будут соответствовать еще более высоким стандартам экологичности.
Читайте также Лихтеровоз «Севморпуть» Единственное в мире грузовое судно с ядерной энергетической установкой, которое способно преодолевать метровые льды, курсирует по маршрутам Северного морского пути.