Плавучий дом в Мурманской области: первый опыт эксплуатации хаусбота
Озеро превращается в элегантную деревню
30 августа 2024На озере Лумболка рядом с Мончегорском в Мурманской области появился первый в Арктике хаусбот. Это плавучий дом с мотором, в котором можно жить круглый год. По словам руководителя направления «Бизнес и инвестиции» Агентства развития Мончегорска Александра Поленкова, это первый образец хаусбота в Арктике, который должен проторить дорогу новому направлению туризма. В Мончегорске уже разработан инвестиционный лот «Озерный край», который предполагает спуск на воду еще трех подобных агрегатов. Каждый из них будет иметь собственный источник электроэнергии, отопление и водоснабжение, открытую зону отдыха на носовой палубе и кают-компанию. Стоимость проекта оценивается в 36,5 млн рублей.
Идея плавучих домов обрела популярность в Европе, США и Канаде, а затем за несколько последних лет начала понемногу захватывать среднюю полосу России. Хаусбот состоит из плавучего основания и надстройки. Внизу у него находятся мотор, топливные баки и инженерные коммуникации, а надстройка похожа на небольшой домик. Обычно он возводится по каркасной технологии, а его наполнение полностью зависит от пожеланий заказчика. Можно построить себе небольшой домик на одну спальню, полноценную дачу или эксклюзивный самоходный дворец морского класса. По словам президента компании «Houseboat.ru» Александра Климчука, стоимость 1 кв. м. среднего хаусбота в России сравнима с ценой в новостройке на окраине Москвы.Есть и нюансы. Помимо трат на само судно, владелец хаусбота должен учитывать расходы на техническое обслуживание агрегата, стоянку, заправку и откачку септика. Обычно на корабли-дачи ставят опреснительную установку и автономный электрогенератор, которые обеспечивают определенную автономность плавсредства. Чтобы управлять подобным домом, необходимо иметь права соответствующего класса. Нужно заложить и затраты на эксплуатацию: по данным компании, в среднем обслуживание хаусбота обойдется в 30-40 тысяч рублей в месяц. Впрочем, необходимо учитывать, что часть расходов приходится на аренду места у причала и зимнее хранение.
Большинство заказов хаусботов совершают компании и частные лица, намеревающиеся сдавать их в аренду. И это неудивительно: для арктических предпринимателей хаусботы представляют собой интересное предложение, ведь они мобильны, обладают высокой автономностью и позволяют с толком использовать сотни озер и рек Заполярья. Не секрет, что в диких, и потому прекрасных местах довольно сложно осуществлять капитальное строительство — сказывается удаленность от крупных городов, тяжелая логистика и дефицит квалифицированных кадров. Только затраты на расчистку площади от леса обойдутся в увесистую копеечку и вероятную вендетту от местного лесничества. Хаусбот снимает все вышеперечисленные проблемы, требуя только строительства причала и подъездной дороги.
С другой стороны, встает вопрос эксплуатации судна в зимнее время. Владельцы хаусботов отмечают, что наилучшим решением является хранение надводной дачи в сухом хранилище. Лед может повредить корпус судна, деформировав или вовсе порвав его. Как решение предлагается использовать специальные буи или приборы — деайсеры. С их помощью можно создать полынью, в которой и будет зимовать хаусбот. Правда, это приведет к существенному расходу энергии, да и справятся ли приборы, рассчитанные на куда более мягкие зимы, с суровым арктическим холодом, остается загадкой. Также встает вопрос теплоизоляции строения. Большинство хаусботов построены по технологиям, разработанным на Западе — в Дании, Голландии, Германии и т.д. Там климат существенно мягче мурманского, что позволяет прогнозировать повышенный расход энергии в зимнее время у неадаптированных к Северу домов.
Впрочем, Агентство по развитию Мончегорска смотрит в будущее с оптимизмом. В начале июля 2024 года было объявлено о начале строительства большой отечественной верфи по производству хаусботов. По нему плановый объем инвестиций составит 1,5 млрд рублей, что позволит производить от 400 судов только для рынка РФ через 3-4 года. Проект реализует компания «Housebot», которая на сегодняшний день единственная в мире производит хаусботы, предназначенные для вмерзания в лед и зимней эксплуатации на воде. Для Арктики это критически важный компонент, который может обеспечить устойчивый спрос на продукцию. Возможно, следом подтянется и дополнительная термоизоляция в плавучем доме. По словам руководства компании, они не собираются ограничиваться только домами, но намерены выпускать плавучие гостиницы и рестораны. Осталось дождаться, когда появятся хаусботы ледокольного класса, и туризм в Арктике станет доступным как никогда.