Новая реальность Северного завоза: успехи и задачи новой федеральной системы
Донастройка механизмов в размере страны
5 декабря 2024В 2024 году в рамках тестирования системы единого оператора Северного завоза в Минвостокразвития провели пилотное планирование доставки грузов в арктические регионы нашей страны. Если на момент марта нынешнего года около 1,5 тысяч контейнеров и вагонов отставали от графика, то в начале декабря их количество сократилось до двух штук. В первые числа декабря план по доставке был выполнен на 99%. Об этом рассказал первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов на пленарном заседании Стратегической сессии «Северный завоз: надежно, быстро, доступно».
Это один из первых успехов, которые последовали за созданием единой системы контроля за доставкой грузов на Север, создание которой началось в 2023 году вместе с принятием закона «О северном завозе». Сегодня под сферу действия закона попадает более 50% территории страны, 2,15 млн человек и 2,3 тыс. населенных пунктов. Ежегодно в Заполярье необходимо доставить от 3,5 до 4 млн тонн грузов, представляющих собой в основном товары первой необходимости. Это топливо, продукты питания, лекарства и многое другое.
Сегодня в число объектов опорной инфраструктуры входит 346 объектов, среди которых есть 149 автодорог, 129 ж/д станций, 15 речных портов, 21 морской порт, 15 аэропортов и 17 рек. Минвостокразвития выступает единым координатором Северного завоза, а госкорпорация «Росатом» — единым морским оператором.
За 2024 год прошли первые тесты системы, которые как продемонстрировали успехи, так и показали «узкие места», которые потребуют дальнейшей доработки. На стратегической сессии встретились участники завоза с разных сторон проекта, что позволило определить круг будущих задач. Главная из них — отслеживание потребностей регионов. Как подчеркнул Гаджимагомед Гусейнов, закон был создан в первую очередь для людей. Это означает, что он представляет собой живую материю, которую будут доделывать для обеспечения максимальной эффективности. Изменениям может подвергнуться даже реестр регионов, входящих в программу — Камчатский край просит включить всю территорию субъекта в зону доставки, в то время как Республика Карелия, Тюменская область и Ненецкий автономный округ заявили о том, чтобы их исключили из списка.

Также предлагается дать регионам возможность вносить изменения в список товаров 1 категории, дать возможность властям субъектов осуществлять регулирование конечных цен на товары, расширить возможности заказа стройматериалов на ключевые инвестиционные проекты и многое другое. Предполагается, что в среднем удастся снизить стоимость товаров для конечного потребителя на 20%, а скорость доставки увеличить на 25%. Председатель Комитета ГД по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов в свою очередь отметил на пленарном заседании, что ожидаемым эффектом от полноценного запуска единой системы Северного завоза является установление цен в арктических регионах на уровне центральной России.
Среди вызовов, традиционно, оказалась необходимость модернизации инфраструктуры. Как отметил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков, на данный момент имеющаяся опорная инфраструктура изношена почти на 80%. В будущем ее планируют передать в федеральное ведение, что позволит провести модернизацию, но также породит довольно большое количество юридических казусов, которые только предстоит решить.

Также встает вопрос о доставке грузов по рекам. Единый морской оператор, госкорпорация «Росатом», на данный момент не имеет механизма, который позволил бы нанять компании для речных перевозок, а собственного флота у него нет. Между тем в Якутии по рекам всего за два месяца надо развести порядка 150 тысяч тонн грузов. В других регионах возникают вопросы о перевалке грузов с железной дороги на морские суда или же доставки товаров из портов автомобильным транспортом. В будущем году эти вопросы будут решать на примере Чукотки, которая выступила пилотным регионом по осуществлению завоза единым морским оператором.

Также Анатолий Широков поднял вопрос обратного северного завоза, то есть доставки продуктов, произведенных в Заполярье, «на материк», а также ответственности участников системы за нарушение сроков и возможные нарушения условий доставки в рамках северного завоза. Грузы на Север должны быть доставлены в срок, а те, кто этому помешает — примерно наказаны.
Настраивать систему будут много, долго и со вкусом. На сессии были озвучены планы о создании регулярных круглых столов по обмену опытом на территории регионов, входящих в программу, а также о включении экспертной группы под руководством Гаджимагомеда Гусейнова в проект по донастройке законодательной базы. Ранее они участвовали в разработке самого закона. «Наша самая главная задача – выстроить систему так, чтобы люди были обеспечены всем необходимым. Доставка грузов жизнеобеспечения должна проходить надёжно, доступно и своевременно», — подчеркнул в своем выступлении Гаджимагомед Гусейнов.
Изображения: Shutterstock
Читайте также Опорная сеть Северного завоза: особый статус некоторых дорог России Караваны от Москвы до Анадыри