Наследие прошлого: Арктика избавляется от затонувших судов
Проблемы на дне морском
21 июня 2024На дне Северного Ледовитого океана, а также больших и малых рек Заполярья лежат сотни затонувших кораблей. Среди них можно найти артефакты самых разных эпох – от ядерных подводных лодок времен Холодной войны до маломерных гражданских судов нынешнего времени. Ряды «утопленников» пополняются ежегодно, ведь арктические воды не отличаются нежностью к кораблям. Впрочем, сегодня их научились поднимать быстро и эффективно. Так, в январе 2024 года прямо в морском порту Мурманска затонуло судно «Счастливый», а уже летом его собираются поднимать на поверхность. Также в июне 2024 года в Архангельском порту собрались поднимать затонувший дебаркадер «Паратов». Работы должны быть завершены до конца года. Остается другой вопрос — что делать с накопившимся наследием прошлого? Согласно данным экспедиции «Помни войну», в водах европейской части Арктики лежат 49 судов эпохи Великой Отечественной войны, а в районе Кольского залива насчитывается более сотни затонувших кораблей. В бассейне же реки Лена в Якутии и вовсе находится знаменитое «кладбище кораблей» — 296 судов на дне существенно осложняют судоходство.
Затонувшие корабли – это головная боль экологов и капитанов. В статье «Влияние затонувших судов на экологическое состояние прибрежных вод, акваторий и прибрежных зон Российской Федерации» отмечается, что на борту затонувших судов находятся остатки нефтепродуктов, борта покрыты красками с примесью ртути, сурьмы и других токсичных веществ, деградируют металлы. В комплексе это отравляет почву и воды, что не может не сказаться на состоянии биоразнообразия в регионе и безопасности прибрежных населенных пунктов. Конечно, это не одномоментная экологическая катастрофа — деградация проходит довольно медленно, так что пока у Арктики есть время решать поставленные задачи, утверждают авторы статьи. Кстати, помимо экологии, есть еще аспект безопасности — капитанам тоже не нравятся «искусственные рифы», хотя это больше касается речной навигации и портов. В прошлом году рыболовы Мурманской области пожаловались сенаторам Совета Федерации, что накопившиеся остовы мешают судоходству.
До недавнего времени проблема затонувших кораблей в Арктике была исключительно умозрительной. Дело, как всегда, было в огромных расстояниях, суровом климате и пунктирной инфраструктуре, которая не позволяла даже подступиться к решению проблемы. В 2024 году Россия уже понемногу решает поставленные задачи, благо в стране начинает формироваться необходимый объем мощностей. Пионером пока выступает Дальний Восток — в прошлом году на Сахалине «Росатом» опробовал новую лазерную установку, которая позволяет эффективно резать корпуса кораблей. Также были внесены изменения в законодательство — теперь нельзя намеренно топить суда, за это предусмотрен штраф. Представитель вице-премьера Виктории Абрамченко в интервью РБК отметил, что руководство провело работу по оптимизации административных процедур, связанных с утилизацией судов. Успешный опыт, скорее всего, будет весьма востребован на Севере.
Арктика пока находится на «созерцательной» стадии процесса — выявляется полный объем затонувших судов, их местоположение и потенциальные риски при их утилизации. На Чукотке в 2024 году планируется поднять 3 затонувших судна со дна бухты Эмма. Это непросто — требуется специальное оборудование, а также многочисленные меры предосторожности. Для выяснения, как именно можно выловить утопленные корабли, пришлось вызывать водолазов из Санкт-Петербурга. При неправильном подъеме старых «утопленников» можно спровоцировать утечку остатков топлива, а также резкое разрушение конструкции, которое будет сопровождаться резким выбросом токсичных веществ в воду. После подъема, корабли распилят на куски и увезут на утилизацию за пределы региона.
Отдельный вопрос, который стоит перед властями регионов, — финансирование проектов. В 2023 году заксобрание Мурманской области отметило, что для подъема известных затонувших судов потребуется примерно 2,8 млрд рублей. Руководство Ненецкого автономного округа, также озабоченное проблемой собственных «утопленников» добавило, что стоимость подъема одного судна составляет от 3 до 20 млн рублей не считая затрат на утилизацию объекта. Пока вопрос финансирования проектов обсуждается на федеральном уровне.
Читайте также Ядрёная арктическая радиация: опасно ли путешествовать по русскому Заполярью? Актуальные данные о состоянии Северного Ледовитого океана