Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

«На Шпицбергене нужно побывать хотя бы раз в жизни»

14 декабря 2022

Шпицберген, он же Свальбард или Грумант — поистине уникальный архипелаг. От его островов до Северного полюса — какая-то тысяча километров. В его вечной мерзлоте хранится вся история Земли, а еще — Арктический мировой архив и Всемирное семенохранилище. В его нацпарках сохранилась неприкосновенная природа, а белых медведей на Шпицбергене больше, чем людей. Архипелаг находится под управлением Норвегии, но свое постоянное присутствие на нем поддерживает еще и Россия — на Шпицбергене есть российские поселки Баренцбург, Пирамида, Грумант, Колсбей работает угольная шахта.

А еще — это популярное туристическое направление, где путешественники могут принять участие в экспедициях и настоящих научных исследованиях. О том, как развивается туризм на Шпицбергене, наш портал обсудил с Татьяной Агеевой, руководителем Центра арктического туризма «Грумант». Она рассказала о том, как архипелаг готовится к новому туристическому сезону, зачем гиды проходят курсы Красного креста, об арктических круизах, а также о том, почему на Шпицбергене нужно побывать хотя бы раз в жизни.

Как устроены полярные экспедиции

— Татьяна, прямо сейчас на Шпицбергене — середина полярной ночи. Как проходит ваше рабочее время, в чем сейчас состоит работа Центра?

— Декабрь — это время интенсивной подготовки к новому туристическому сезону. Конечно, всегда есть гости, готовые приехать в любой момент, но основной зимний сезон начинается с середины-конца февраля и продолжается, в зависимости от погоды и наличия снега, до конца апреля- середины мая. 

Руководитель Центра арктического туризма «Грумант» Татьяна Агеева

Поэтому прямо сейчас мы проверяем готовность техники, работаем с персоналом. Гиды проходят у старшего гида подготовку или переподготовку, в зависимости от их опыта непосредственно на Шпицбергене. Также у гидов впереди курсы Красного креста. Как только будет достаточная толщина снежного покрова, проведем первый прокат на снегоходах — это когда мы сами прокладываем маршрут, фиксируем его и загружаем на все наши девайсы. Все это серьезный объем задач даже без учета работы в части продаж и всего остального. Это внушительный объем задач, без учета работы в части продаж, проработки новых маршрутов на перспективу, проработки экскурсионного материала.

— Курсы Красного креста звучит как что-то очень экстремальное, даже может быть не совсем туристическое?

— Это же Арктика. Тут может произойти все что угодно. Здесь суровые природные условия, и нужно быть готовым ко всему. А туры — это не просто туристическая поездка, не просто сесть на снегоход на 15 минут и сделать два круга. Наши гости отправляются в настоящую экспедицию, и задача «Центра» — обеспечить максимальную безопасность. Выход на маршрут — это для всех большая ответственность, поэтому путешественники по прибытию проходят обязательный брифинг.

Просто сравним с Кольским полуостровом. Там погода может меняться каждые три часа. Здесь она может смениться за один час, а ты в этот момент уже на маршруте, у тебя впереди, например, 70 км, а то и 100 км на снегоходе. 

Ты посреди снежной пустыни, видимость нулевая, все как белое молоко. В таких условиях надо быть уверенным, что весь персонал на местах будет четко отрабатывать инструкции по смене погоды, по прохождению ледников, лавиноопасных участков.

И это не говоря уже о возможных ЧС, например, когда нужно вызвать вертолет. Персонал должен четко знать, что делать, пока вертолет прилетит. Неслучайно каждую группу постоянно отслеживает оперативный менеджер, который всегда на связи с гидами. 

— И это не считая возможной встречи с дикими животными.

— Конечно, здесь и персонал, и туристы тоже должны иметь четкие инструкции. Тут важно не только обеспечить безопасность — надо и сохранить нетронутую природу Арктики. Для целей безопасности и сохранности окружающей среды мы не взаимодействуем с животным миром, нельзя подходить к некоторым животным ближе чем на 30 метров, даже если есть такая возможность. Потому что мы для них чужие и мы сами здесь гости, это их дом, и это надо понимать и всегда помнить. Очень важно сохранять этот баланс.

— А насколько вероятно встретиться с животными на Шпицбергене?

— Я вам могу сказать, что в первый свой приезд сюда я увидела сразу трех белых медведей, впервые в своей жизни. Не близко, конечно, на телефоне приблизила, чтобы сделать фото. А сегодня, например, я шла с утра в офис, и меня на моем пути сопровождали две белых куропатки. Недавно коллеги присылали фото, как у нас прямо к отелю подошли олени, так близко, что только руку протяни. Чтобы увидеть оленя в естественной среде, даже на Кольском полуострове нужно уезжать далеко вглубь, а здесь это на каждом шагу.

Кому по силам отправиться в Арктику

— Многих путешественников манят такие суровые условия. Расскажите, как прошел для туристического Шпицбергена этот год?

— В любом туризме, начиная с 2019-2020 годов, пришло время вызовов. Сначала это был COVID, к которому только недавно сектор успел адаптироваться, потом пришли внешнеполитические события. Этот год, конечно, не стал исключением, поэтому говорить о какой-либо статистике было бы не очень правильным. Тем более, что наш Центр был основан только в 2013 году, когда для диверсификации деятельности было решено развивать туристическое направление. Если же говорить про 2019 год, то тогда турпоток Центра  достиг 36 тыс. гостей и был на втором месте по Шпицбергену по числу туристов.

Сегодня вызовы продолжаются, но мы их приняли не как проблемы, а как задачи. Например, когда российские карты перестали работать за границей и у гостей исчезла возможность, допустим, самим забронировать жилье или купить сувениры. 

Здесь мы проработали пакетный тур — включили в него помимо самого пребывания на Шпицбергене авиабилеты, гостиницы, питание, нужные при трансфере через шенгенскую зону. Турист оплачивает путевку в рублях, в режиме одного окна, остальное мы берем на себя.

Та же история с оплатой на месте — на территории наших поселков появилась возможность платить российскими картами, несмотря на то, что Шпицберген — это территория Норвегии, где все в кронах. Это очень большое наше преимущество.

— А если говорить про географию, демографию, то кто обычно приезжает?

— Интересно, что раньше всегда превалировали мужчины. В 2020 году ситуация изменилась — доли женщин и мужчин сравнялись. Я думаю, это связано в том числе с тем, как мы готовим экспедиции. Гости поняли, что, даже не имея опыта управления снегоходом, особой подготовки, в экспедициях могут участвовать все. 

Что касается географии, то раньше в основной массе это были иностранцы. Одна из причин — им очень интересно, как выглядят российские арктические города, так как они разительно отличаются от типичной Скандинавии. Для них это экзотика, у нас же совсем другая инфраструктура. Особенно это интересно с точки зрения кино: на наши локации приезжает много съемочных групп, чтобы провести съемки документального кино или рекламы. Этим летом помимо российских команд были японцы, французы, немцы, филиппинцы, тайваньцы.

Сейчас мы видим и развитие внутреннего туризма по всей территории России. Он получил колоссальный толчок. Это моё личное мнение, но наконец-то мы начали путешествовать по нашей стране. Возьмем Байкал, возьмем Камчатку, Кольский полуостров или наши поселки на Шпицбергене. Мы начали узнавать нашу бескрайнюю страну. У нас в принципе есть все, любой часовой пояс, любой ландшафт, можно несколько лет ездить по стране, никуда не выезжая, и каждый раз находить что-то новое. Последние два года особенно заметен некий бум на Арктику. Люди стали интересоваться, стали узнавать о тех местах, где раньше не были и хотят посмотреть на то, чего раньше не видели. Путешественники начали интересоваться локальной кухней, своей культурой и историей, природой. Это очень радует.

— Кстати, а как сегодня наши туристы добираются на Шпицберген? Есть ли шанс на запуск туристических чартеров, чтобы можно было обходиться без виз?

— Чартеры сейчас прорабатываются. Периодически сталкиваемся с новыми вводными, но, тем не менее, не оставляем этот вопрос. А сейчас, чтобы добраться до Шпицбергена, например, я, как и любой турист, еду из Мурманска до аэропорта Киркинеса, оттуда вылетаю в город Тромсё, там ночую, а утром через полтора часа полета — уже на Шпицбергене. С одной стороны, да, это не прямой рейс. С другой — можно остановиться в Мурманске - ворота в Арктику, можно успеть посмотреть Скандинавию с ее уютными городками. И, главное, весь этот трансфер мы гибко закрываем в рамках тура, без оформления зарубежной карты. Сегодня мы делаем все возможное, чтобы из нашей страны у нас было как можно больше гостей, чтобы они могли посетить впечатляющую Арктику.

Стоимость впечатлений

— Как вы выстраиваете работу по привлечению туристов?

— Мы принимаем участие в мероприятиях, посвящённых Арктике, это раз. Во-вторых, мы естественно работаем онлайн, с социальными сетями. В-третьих, развиваем взаимодействие с партнерской сетью. В глобальных планах мы рассчитываем не только на тех, кто целенаправленно едет на Шпицберген на все время отпуска, но и на круизных туристов. Только до пандемии в наши порты было порядка 1,4 тыс. заходов — круизных судов, небольших кораблей и яхт. 

На самом деле, все больше людей посещают архипелаг на частных яхтах, и сегодня остро заметна нехватка инфраструктуры, так как норвежский порт переполнен. 

Поэтому на 2023 год мы прорабатываем вопрос создания центра обслуживания морских судов в порту Лонгйир. Будем делать комплекс для путешественников, чтобы по приходу в порт можно было заправиться, подзарядиться, переночевать, постирать свои вещи, одним словом, решить все бытовые вопросы яхтсменов. Здесь мы открыты к любому сотрудничеству и взаимодействию, обмену опытом. Уверены, что это очень интересная история.

— Круизы и яхты, которые могут плавать в северных морях, это достаточно узкая история с точки зрения стоимости. То есть акцентируетесь на достаточно обеспеченных туристах?

— С учетом нашего расположения, нужно понимать, что, конечно, есть разница в стоимости между обычным круизным лайнером с простым отдыхом и круизом по Северному ледовитому океану. И в целом, возьмем хотя бы доставку тех же продуктов, материалов, запчастей. От нас остается всего 1000 километров до Северного полюса, до него рукой подать. Для тех, кто работает в туризме, это сразу о многом говорит.

Плюс, дело не только в логистике. Мы планируем делать туры так, чтобы в пути, на корабле гости могли послушать уникальные лекции, принять участие в мастер-классах, поучаствовать во встречах с настоящими полярниками и учеными. Это не просто трансфер — за эти деньги ты получаешь максимально насыщенную программу. Туризм — это же не про цифры, это про эмоции. Когда путешествуешь, ты получаешь то, что невозможно измерить. Ты расширяешь кругозор, перезагружаешься, ловишь какие-то новые мысли и идеи, идешь дальше уже с новым багажом.

Нетронутый край Земли

— А что с точки зрения природы? Есть ли на архипелаге возможность с точки зрения антропогенной нагрузки принимать больше туристов?

— И мы, и норвежцы очень ответственно подходим к сохранению арктической природы и животного мира. Как таковой научно рассчитанной нагрузки нет, но мы руководствуемся и четко соблюдаем законы об окружающей среде. Например, для посещения нацпарков всегда подаем уведомления, а после инструктажа и гости четко понимают, куда можно заходить или пройтись недалеко пешком, куда отходить нельзя, где можно поставить кемпинг, а где нет. Это все очень четко отслеживается, все эти вопросы мы регулярно обсуждаем на наших встречах с губернатором Свальбарда.

На земном шаре остаётся все меньше и меньше мест, от которых у тебя есть ощущение, что там еще не ступала нога человека, а это очень ценно в нашем сумасшедшем ритме жизни. На Шпицбергене же это чувство живет как никогда. Время замедляется, здесь можно как будто заново вдохнуть, остановиться, прочувствовать момент. Любоваться заснеженной красотой, как будто никого кроме тебя здесь и нет. Это одна из тех причин, ради которых точно стоит сюда приехать хотя бы раз в жизни. А какие здесь полярные сияния! Это я вам как мурманчанка говорю.

— То есть в основном путешественники едут не за конкретными достопримечательности, а именно за духом Арктики, духом первооткрывателя?

— Кто-то просто хочет приехать посмотреть Полярное сияние, другой — увидеть животный мир, а третий — именно экспедицию на себе прочувствовать, доказать самому себе, что он может. 

Можно, конечно, сказать «Что там ехать? Холодно ужас, снег, ветер 35 метров в секунду», вспомнить еще какие-то факты. Но север… Он притягивает и манит! 

К тому же есть ведь не только зимняя история, летом тоже есть возможность для активной программы, и она совсем иная.

Здесь все чувствуется по-другому. Вот проплываешь рядом с ледником Норденшельда, которому десятки тысяч лет. Вот выезжаешь по следам первооткрывателей, полярников, посещаешь домик Старостина. Вот общаешься с учеными, которые проводят масштабные исследования, и возможно, сам принимаешь в них участие. На самом деле, и за несколько поездок на Шпицберген всего не охватить и все не посмотреть!

Читайте также «Отдых в Мурманской области — круглогодичный» Интервью с председателем Комитета по туризму Мурманской области Александром Елисеевым

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ