«Мы победили!»
Пройти Севморпуть за одну навигацию – 90 лет назад с этой задачей впервые справился пароход «Сибиряков»
28 июля 202228.07.2022 // 28 июля 1932 года из Архангельска вышел в путь ледокольный пароход «Александр Сибиряков» под командованием капитана Владимира Воронина. Он стал первым в мире судном, которому удалось сделать то, о чем мореходы мечтали со второй половины XIX века – пройти Северный морской путь за одну навигацию.
Полярники в 1930-е годы были такими же героями, как космонавты три десятилетия спустя. Поэтому попасть на борт «Сибирякова» мечтали все. Но отправиться в легендарный рейс смогли лишь 50 человек экипажа, 12 научных работников и 4 пассажира. Среди них были художник Федор Решетников, известный любому школьнику по картине «Опять двойка», и журналист Владимир Шнейдеров – будущий первый ведущий «Клуба кинопутешественников».
Руководителем экспедиции был назначен знаменитый полярник Отто Шмидт. Путешествие до Берингова пролива обещало быть нелегким, ведь у «Сибирякова» была всего одна паровая машина мощностью порядка двух тысяч лошадиных сил. Для сравнения: у ледокола «Арктика» 1975 года постройки мощность была уже 75 тысяч лошадиных сил. Никаких данных о ледовой обстановке не было. Того, что сейчас называется гидрометеорологическим обеспечением, еще не существовало.
Подойдя к архипелагу Северная Земля, экипаж обнаружил, что пролив Вилькицкого забит тяжелыми льдами, зато к северу была открытая вода. Капитан Воронин решил рискнуть – и впервые в истории мореплавания обогнул архипелаг с севера. Второй раз пройти таким же путем удастся лишь 63 года спустя, в 1995 году.
Когда «Сибиряков» дошел до Чукотского моря, ледовая обстановка начала осложняться.
«Лед – это был наш враг, и чем тяжелее становилась борьба с ним, тем сильнее мы его ненавидели», – рассказывал участник плавания Владимир Визе в книге «На «Сибирякове» – в Тихий океан».
Пароход пытался проложить себе путь вперед сквозь льды, и вскоре винт не выдержал.
«Раздается ужасный треск – такого мы еще не слыхали – потом наступает жуткая тишина. Это уже не лопасть, это обломался конец гребного винта, и мы потеряли весь винт, который лежит теперь на дне морском. «Сибиряков» перестал быть судном и сделался игрушкой течений и ветров», – так описывал Визе этот драматичный момент.
О течениях в Чукотском море тогда еще ничего не было известно, поэтому никто на борту парохода не представлял, к чему готовиться. Вначале «Сибиряков» дрейфовал в сторону Берингова пролива. Но 21 сентября, когда до цели оставалось еще 60 миль, судно понесло в обратную сторону. И тогда капитан принял смелое решение – поднять паруса. Точнее не паруса, а куски брезента, которыми прикрывали трюмные люки, – парусов на пароходе не было. Пусть медленно, но «Сибиряков» снова пошел вперед. 30 сентября первопроходцы увидели мыс Дежнева.
«Вот мы огибаем последнюю льдину и выходим, наконец, на чистую воду. Мы свободны! Мы победили! Из груди сибиряковцев вырывается могучее ура и разносится по морскому простору. С бака салютуют ружейными залпами», – вспоминал Визе.
Первый проход по Севморпути за одну навигацию закончился 1 октября. В 15 часов 10 мин к пароходу подошел буксир «Уссуриец», чтобы доставить его до японской Иокогамы, где «Сибиряков» встал на ремонт.
Участники экспедиции вернулись в Москву и Ленинград через Владивосток, а пароход, на который установили новый винт, покинул Японию 1 января 1933 года. Обогнув южным путем Евразию, 7 марта «Сибиряков» прибыл в Мурманск, став вторым в истории судном, обошедшим вокруг всего материка. «Вега» шведского первопроходца Адольфа Норденшельда потратила на этот путь 672 дня, а советский пароход – всего 223.
Поход «Сибирякова» стал ключевым для освоения Севморпути. Участники экспедиции сформулировала основные подходы к освоению арктической магистрали, а выводы, которые они сделали, стали программой развития Арктики, реализованной уже в ближайшие годы. Для этого было создано Главное управление Севморпути, которое возглавил Отто Шмидт. 90-летия со дня создания Главсевморпути Россия отмечает в 2022 году.
Читайте также Под парусом среди льдов 90 лет назад ледокол «Александр Сибиряков» впервые прошел Севморпуть за одну навигацию