Под парусом среди льдов
90 лет назад ледокол «Александр Сибиряков» впервые прошел Севморпуть за одну навигацию
16 марта 2022Пройти Северный морской путь без остановок на зимовку мореходы мечтали с середины XIX века. В 1878 году эту цель поставил шведский исследователь Арктики Адольф Норденшельд на судне «Вега», но был вынужден зазимовать, не дойдя до Берингова пролива. Российская гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) с 1910 года несколько раз пыталась пройти арктическую трассу на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач», однако каждый раз или возвращалась, или вставала на зимовку. Дойти от Архангельска до Тихого океана за одну навигацию впервые удалось экспедиции под руководством Отто Шмидта на ледоколе «Александр Сибиряков».
28 июля 1932 года ледокольный пароход «Александр Сибиряков» вышел из Архангельска. На судне была всего одна паровая машина мощностью около 2000 лошадиных сил. Для сравнения: современный атомный ледокол «Арктика» имеет мощность 82 000 лошадиных сил. У руководителя экспедиции Отто Шмидта, капитана ледокола Владимира Воронина и его помощника Владимира Визе не было практически никаких данных о ледовой обстановке. То, что сегодня называется гидрометеорологическим обеспечением, также отсутствовало. Но отважные первопроходцы были уверены в успехе.
Фото с сайта: ru.wikipedia.orgПодойдя к архипелагу Северная Земля, экспедиция обнаружила, что пролив Вилькицкого забит тяжелыми льдами, зато к северу от него – открытая вода. В нарушение традиций, «Сибиряков» рискнул отдалиться от берега и впервые в истории обогнул архипелаг с севера. Второй раз Северную Землю ледокол обогнул лишь в 1995 году, 63 года спустя.
В августе «Сибиряков» достиг Чукотского моря, где ледовая обстановка была еще сложнее.
«Лед – это был наш враг, и чем тяжелее становилась борьба с ним, тем сильнее мы его ненавидели», — вспоминал Владимир Визе в своей книге «На "Сибирякове" – в Тихий океан».
В районе Колючинской губы экспедиции преградили путь нагромождения льдов. Пароход попытались вести малым ходом, при котором удар винта о льдину не так силен. Но льды оказались слишком тяжелыми, и судну не удавалось их преодолеть. 18 сентября, когда «Сибиряков» прошел 3500 миль, а до Берингова пролива оставалось всего около сотни, судно осталось без винта – он не выдержал и сломался об лед.
Капитан Воронин попробовал положиться на морские течения, о которых тогда в Чукотском море практически ничего не было известно. Но после нескольких дней дрейфа в нужном направлении судно начало сносить назад. И тогда экипаж принял отчаянное решение – поставить паруса. 27 сентября на ледоколе натянули большие куски брезента, которыми раньше укрывали трюмные люки. «Сибиряков» хоть и медленно, но пошел вперед, к цели. 1 октября 1932 года экспедиция завершилась победой: судно вышло на чистую воду у самого входа в Берингов пролив.
Рыболовецкий корабль «Уссуриец» на буксире доставил «Сибирякова» в японский порт Иокогама, где ледокол встал на ремонт. Получив новый винт, 1 января 1933 года ледокол покинул Японию, обогнул Евразию южным путем и 7 марта прибыл в Мурманск. «Сибиряков» стал вторым судном, обошедшим вокруг всей Евразии. У «Веги» Норденшельда ушло на это 672 дня, у «Сибирякова» – в три раза меньше, 223.
Фото с сайта: ru.wikipedia.org
Главным итогом экспедиции стало создание управления Главсевморпути, которому было поручено развитие Арктики. Возглавил новую структуру Отто Шмидт. Полученный опыт убедил академика, что Северный морской путь может быть использован для практического мореплавания на всем его протяжении. Для этого нужно лишь построить ледоколы, оборудовать топливные базы, использовать авиаразведку и изучить режим арктических морей. Так, наблюдения и выводы, сделанные участниками экспедиции на «Александре Сибирякове», стали программой развития арктической магистрали на несколько десятилетий вперед.