Международный Тикси: перспективы развития транспортного хаба
Второе рождение якутского порта
21 июля 2023В начале лета председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал указ о присвоении порту Тикси международного статуса. Теперь в него могут заходить иностранные суда — в рамках развития Северного морского пути одиноко мерзнувший на берегу моря Лаптевых поселок вновь превращается в важный транспортный хаб. По предварительным прогнозам руководства страны, грузооборот порта в ближайшем будущем составит 30 млн тонн в год. Новый статус документально завершил трансформацию Тикси из военного городка в международный порт, который теперь в действительности станет «морскими воротами» России.
Военные в объятьях якутской тундры
В 1933 году порт и поселок начали строить для обеспечения развития Северного морского пути и судоходства по бассейну реки Лена. Всего в Заполярье за первый год было доставлено 5,4 тыс. тонн грузов — сначала построили дома для участников экспедиции, метеостанцию, пункт радиопередачи и склады. Строительство причалов началось в 1938 году.
Изначально порт Тикси рассматривался как форпост цивилизации на Севморпути, сочетающий в себе военные и исследовательские функции. Во время Великой Отечественной войны на базе Тикси формировались конвои, ходившие в западном секторе советской Арктики. Затем там стояла эскадра межконтинентальных бомбардировщиков Ту-95МС, разведывательные мощности по перехвату переговоров вероятного противника, ПВО, а также обслуживающий персонал и охрана.
Тикси. Обсерватория Институт космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г. ШафераОтдельной когортой выступали ученые — с 1957 года в Тикси работает «Полярная геокосмофизическая обсерватория», которая занималась активным изучением магнитного поля Земли, северного сияния и интенсивности космических лучей. Также она является важным опорным пунктом для изучения изменений климата, мониторинга погодных условий и подготовки прогнозов. В 1989 году в поселке проживало более 11 тысяч человек, работали регулярные рейсы не только в Якутск, но и в Москву. По количеству жителей и степени развития инфраструктуры, уровню благосостояния населения и доступности всевозможных «дефицитов» Тикси был сравним со многими региональными центрами. Попасть туда обычному человеку было непросто — поселок был почти секретным, полностью военным и совершенно закрытым для советского гражданина.
После падения СССР поселок пришел в упадок и запустение. По словам местных жителей, в 90-е годы на улицах не было света, запросто можно было встретиться с хулиганами. К 2002 году из Тикси уехала почти половина жителей, многоэтажные дома были попросту брошены, а потом разграблены. Через 10 лет из поселка вывели подразделения Дальней авиации РФ, что на тот момент казалось близким концом населенного пункта. Местные жители были уверены, что в скором времени останется всего несколько домов, а все остальное поглотит тундра.
Впрочем, форпост цивилизации удалось отстоять. Сначала туда вернулись военные, обеспечивающие безопасность Северного морского пути, а вместе с ними ожила городская инфраструктура. Начиная с 2018 года Тикси понемногу возвращается в мир живых, а вместе с возникновением АЗРФ он и вовсе стал одной из территорий приоритетного развития.
Вторая жизнь на берегу моря
В ближайшие годы Тикси станет в первую очередь логистическим хабом, сместив акцент с военной составляющей на перевозку грузов по Северному морскому пути. Для этого строится новый порт Найба, который сможет принимать суда с осадкой до 10 метров, обрабатывая в год около 23,1 млн тонн грузов. Для сравнения — за последние три года объем грузооборота в Тикси составляет около 600 тыс. тонн. Несмотря на дноуглубительные работы и грядущую реконструкцию старого порта, имеющиеся мощности явно не достаточны для эффективной работы. К примеру, один только Северный завоз, который теперь будет осуществляться через СМП, потребует наличия развитой системы хранения и обработки грузов. Это примерно 120 тысяч тонн груза, которые потребуется принять и погрузить на суда речного класса, направляющиеся к другим арктическим поселениям. Добавим к этому суда, перевозящие уголь, газ и нефть на Восток, пару научных морских экспедиций — вот уже и полноценный порт. Международный же статус позволяет не только заниматься обработкой грузов, но и напрямую принимать иностранные суда. Это требует как минимум удвоения текущей инфраструктуры поселка — гостиницы, магазины, таможня, службы безопасности и контролирующие органы, а также сам порт нужно построить и потом обслуживать. Вполне вероятно, что численность местного населения в ближайшие годы обратно вернется к показателям 1989-ого.
В сочетании с преференциями АЗРФ, взрывной рост экономики заполярного поселка может стать весьма привлекательным для инвестора, причем не только крупного. Потребность местного рынка сферы обслуживания, гостеприимства и логистики в новых решениях в скором времени будет очень высока. Причем проблемы с местной инфраструктурой решают и решают успешно. В ближайшем будущем в Тикси дотянут оптоволоконный кабель по дну моря, что подключит поселок напрямую к интернету, в нем ремонтируют и реконструируют систему водоснабжения и отопления. С 2018 года электричество там производит уникальная ветродизельная электростанция мощностью до 3,9 МВт, а на месте старых домов возводят новые, по современным технологиям. Их делают из сэндвич-панелей, устанавливаемых на каркас, — быстро, эффективно и тепло. Регулярное авиасообщение с Якутском дополняет картину возрождающегося арктического порта.
Читайте также Газовозы Arc7: история и развитие российского СПГ-флота Плавучий арктический завод