Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Леса Арктики: флора времен мамонтовой фауны

Деревья за Полярным кругом не могут похвастать ни высотой, ни обхватом стволов, зато они настоящие чемпионы по выживанию

7 октября 2020

Арктику сложно назвать райским садом. И дело не только в низких температурах и сильных ветрах. Северным широтам достается крайне малая доля солнечной радиации, а Полярной ночью растениям приходится и вовсе обходиться безо всякого света. Поэтому на Крайнем Севере удается выжить лишь немногим, а обилие редких и эндемичных видов – одна из главных характеристик арктической флоры. Для деревьев такие условия чересчур экстремальны, и леса отступают от побережья Северного Ледовитого океана. Лишь за бескрайними просторами тундры начинается лесотундра, самые северные леса в мире. А с юга к ним подступает тайга, самая большая природная зона на всей планете. Некоторые ее участки такие древние, что еще помнят мамонтов и шерстистых носорогов.

Долгая зима, когда месяцами стоят суровые морозы и бушуют метели, короткое и холодное лето – такая погода не могла не сказаться на флоре Арктики. За Полярным кругом преобладают тундры, и с каждым градусом широты количество видов растений сокращается. Так, если по заполярному полуострову Таймыр проехать 700 км к Северу, число видов растений уменьшится в 4 раза. А ближе к побережью Северного Ледовитого океана тундры переходят в безжизненные арктические пустыни.

Деревьям в тундре и арктической пустыне не выжить. Здесь даже кустарникам сложно удержаться на тонком слое почвы, под которым вечная мерзлота. Поэтому все они стелющиеся, плотно прижимаются к земле, чтобы ветви не сломало снегом и ветром. Настоящие леса начинаются лишь немного южнее, в лесотундре – природной зоне на стыке тундры и тайги. Она тянется вдоль Северного Полярного круга довольно узкой полосой шириной от 20 до 250 км.

Леса этой природной зоны не похожи на привычные. Деревья стоят редко: так ветер может свободно гулять между стволами, и хватает пространства для корневой системы, которая не уходит вглубь, а тянется по поверхности. Такого разнообразия пород, как в средней полосе, здесь не встретишь. На Крайнем Севере выживают лишь самые стойкие деревья – например, сибирская и даурская береза, лиственница, ель. В лесотундре они и так очень низкорослые по сравнению с тайгой, а ветер дополнительно уменьшает их высоту, сгибая стволы и прижимая к земле. Нижний ярус северного леса занимают в основном полярная ива, карликовая береза, багульник. Они тоже не могут похвастаться высотой и порой полностью утопают в толстом слое мхов и лишайников.


Зимой лесотундра становится настоящим спасением для северных оленей. Они проходят сотни километров, чтобы из тундры добраться до редколесья, которое дает хоть какую-то защиту от свирепых арктических ветров. Да и снег под деревьями не такой плотный: оленям легче его раскопать, чтобы добраться до своего любимого лакомства – ягеля.

Осадков в лесотундре выпадает намного больше, чем может испариться, поэтому это одна из самых заболоченных природных зон на планете. До 70% от ее общей площади покрыто озерами и болотами. Летом они становятся родильным домом для несметных стай уток, гусей и куликов. А когда все вокруг покрывается сплошным ковром из ягод и грибов, полакомиться ими приходят даже таежные жители – бурые медведи. Так что, несмотря на внешнюю скудость северного леса, жизнь в нем кипит круглый год.

В арктической зоне России находятся самые северные на планете участки леса. Два из них расположены на заполярном полуострове Таймыр – урочище «Лукунское» и «Ары-Мас». Заросли даурской лиственницы посреди бескрайней тундры выглядят как финиковая роща посреди украинской степи. Недаром «Ары-мас» переводится с долганского языка как «Лесной остров». Это действительно остров, ведь до лесотундры десятки километров к югу. И ни одного дерева к Северу до самого Ледовитого океана уже не найти.

Островки заполярного леса невелики, но имеют исключительное научное значение. Поэтому урочище «Лукунское» и «Ары-Мас» стали частью Таймырского биосферного заповедника.


За тонкой полосой лесотундры начинается бескрайняя тайга, самая крупная природная зона на планете. Раньше она почти не заходила в Арктику, но глобальное потепление все изменило. Ученые зафиксировали, что таежные леса постепенно подходят все ближе к Северному полюсу. Только за последние 40 лет они поднялись в высокие широты, где раньше была лесотундра и тундра, на 100-150 км.

На арктическую зону России приходится северная часть сибирской тайги, самого большой леса на Земле. Тайга начинается в странах Скандинавии и тянется по всей территории России до побережья Тихого океана, превышая 9 тысяч км в длину. Она в несколько раз больше амазонских лесов и занимает почти 20% от мировой площади лесов. Поэтому сибирскую тайгу по праву называют легкими всей нашей планеты.


Таежные леса начали формироваться еще до наступления ледников и занимали, в том числе, и территорию, на которой сегодня расположена тундра. Похолодание климата уничтожило древнюю северную тайгу, пощадив лишь один ее участок – в долине реки Море-Ю на севере Большеземельской тундры в Ненецком автономном округе.

Реликтовый лес протянулся вдоль русла реки полосой в 12 км длиной и 3 км шириной. Каньон реки защитил сибирские ели от арктических ветров и позволил выжить, когда остальные деревья погибли. Их обломки находят в береговых обрывах Море-Ю и ее притоков. Возраст окаменевших стволов - 8700-9400 лет. А средний возраст живых елей, сумевших пережить климатическую катастрофу, – 120-150 лет. Участок древнего леса посреди тундры поражает воображение, недаром ненцы, коренные жители этих мест, всегда считали его сакральным. А сегодня единственный сохранившийся участок реликтовой тайги в Арктике имеет статус государственного заказника.

Читайте также Образование для коренных народов Севера: как стать оленеводом в XXI веке Чему обучают детей оленеводов и промысловиков в современных школах-интернатах и зачем нужны кочевые школы, которые идут вслед за учеником

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ