Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Образование для коренных народов Севера: как стать оленеводом в XXI веке

Чему обучают детей оленеводов и промысловиков в современных школах-интернатах и зачем нужны кочевые школы, которые идут вслед за учеником

5 октября 2020

Арктика ошибок не прощает. Чтобы выжить в этих суровых краях, коренным народам Севера пришлось создать особую систему воспитания. Ее цель – добиться, чтобы ребенок как можно быстрее получил все необходимые знания и навыки. Дети кочуют по тундре вместе с родителями, и взрослые почти сразу обращаются с ними, как с равными. Малышей приобщают к делам по хозяйству, едва они встанут на ноги. И уже к школьному возрасту мальчики отлично управляют нартой, а девочки могут сшить малицу. Они готовы к жизни за Полярным кругом, но практически ничего не знают об остальном мире. В современном обществе это недопустимо. Ребенок должен иметь выбор – хочет ли он жить так же, как его родители, или предпочитает поступить в вуз и стать, к примеру, врачом или учителем. Поэтому сегодня для детей коренных малочисленных народов Севера разработана специальная система образования. Она позволяет сохранить традиционную культуру, дополнив ее знаниями, необходимыми человеку XXI века.

Первые школы на Крайнем Севере появились в 1920-е годы. Учителя-энтузиасты приезжали на стойбища оленеводов, охотников, рыбаков и обучали детей грамоте, попутно убеждая родителей, что их нужно отдать в стационарную школу. Родители имели право решать, как им поступить, и чаще всего делали выбор не в пользу учебы. Так продолжалось до середины 1950-х годов, когда в СССР было введено обязательное семилетнее образование.

На этот раз советские власти решили проблему с образованием для коренных народов Севера радикально. Была создана система школ-интернатов, где ребенок обязан был проводить весь учебный год. Многие родители не хотели расставаться с детьми на долгие 9 месяцев, поэтому порой малышей приходилось забирать насильно, с милицией.

Нелегко приходилось и самим детям, причем не только от разлуки с близкими. В школе-интернате маленький семилетний человек попадал в абсолютно незнакомую ему остановку. Он не понимал даже, чего от него хотят, поскольку учителя говорили на русском, а их ученики – на ненецком, долганском или корякском. Малышу приходилось заново учиться буквально всему, даже как есть незнакомую еду и носить непривычную одежду. Все это оборачивалось огромным стрессом для ребенка и не способствовало ни его психологическому благополучию, ни успехам в учебе.


Преодолев все трудности, дети с огромным трудом привыкали к новой жизни. За школьные годы они успевали забыть почти все, что узнали от родителей, теряли навыки, приобретенные в тундре. Поэтому часто не хотели возвращаться к традиционному укладу жизни, предпочитая остаться в поселках. Так образование стало основным фактором разрушения традиционной культуры на Севере. Причем государство это устраивало: культура арктических кочевников в годы СССР считалось отсталой, была даже принята программа их перевода на оседлый образ жизни.

Лишь на рубеже нового века пришло понимание, что образ жизни коренных народов Севера необходимо сохранить. Ведь симбиоз между оленьими стадами и человеком – единственный эффективный способ веками вести хозяйство за Полярным кругом. А северное рыболовство и охота - эталон бережного отношения к хрупкой природе Арктике. Поэтому нужна такая система образования, которая позволит ребенку не утратить традиционные навыки, параллельно получив знания, необходимые для жизни в современном мире. И за два десятилетия такая система была создана. Сегодня у детей оленеводов и промысловиков снова есть выбор, как и где им учиться.

Большинство малышей, когда им исполняется 7 лет, по-прежнему отправляются в школы-интернаты. Вертолеты прилетают в стойбища и улетают в ближайший поселок, но уже не на 9 месяцев, а лишь до новогодних каникул. А потом, повидавшись с семьей, школьники вновь возвращаются в интернат на второе полугодие.

Чтобы ребенку из тундры было легче адаптироваться к незнакомой среде, во многих интернатах введена программа семейного обучения и проживания. Раньше вместе селили детей одного возраста, а теперь – детей из одной семьи. Старшие братья и сестры, которые уже отлично освоились на новом месте, помогают младшим пережить стресс от резких перемен.


Большинство воспитателей в современных интернатах – представители коренных народов Севера. А значит, первокласснику не нужно сразу же учить русский язык. Серьезно изменилась и сама программа обучения. Чтобы дети не оказались беспомощными после возвращения в тундру, их продолжают обучать всем необходимым навыкам. Так, на уроках труда девочки учатся ставить чум, а мальчики - строить лодки и нарты. На уроках физкультуры они не только играют в футбол, но и соревнуются в мастерстве метания аркана. А к стандартной программе добавлено изучение родного языка, истории своего народа и национальной культуры.

Если родители не хотят надолго расставаться с детьми, отдавая их в школу-интернат, они могут выбрать альтернативный вариант – кочевую школу. Во многих регионах – в республике Саха (Якутия) и Ямало-Ненецком округе, на Чукотке и Таймыре, - приняты законы, гарантирующие детям коренных народов Севера возможность получения как минимум начального образования без отрыва от семьи.

Кочевые школы часто называют возрождением традиций первых советских десятилетий, но это не переосмысление опыта начала XX века, а, скорее, сборка совершенно новой модели на основе знакомой идеи. Современные кочевые школы вовсе не обязательно кочуют и часто не являются школой в привычном понимании. В их основе лежит принцип, что не кочевники Севера должны подстраиваться к существующей системе образования, а наоборот. Если ученик не может прийти в школу, то школа идет вслед за учеником. Для этого используется множество форм – например, кочевые группы детского сада, летние лагеря, воскресные школы, выездная работа учителей вахтовым методом, стационарные школы в факториях, приближенных к маршрутам кочевий. Вместе они обеспечивают ребенку возможность получить образования, проведя детство в семье.


Серьезным подспорьем для кочевых школ стали современные технологии. Дети могут обучаться дистанционно, смотреть видеоуроки, участвовать в видеоконференциях и семинарах. Чтобы они видели учителя вживую, а не только на экране монитора, интерактивное обучение дополняется гувернерской школой, когда учитель живет в стойбище, кочует вместе с учениками и проводит уроки тогда, когда детишки освободились от дел по хозяйству. А практические навыки, необходимые для разведения оленей, охоты и рыбалки, дети получают точно так же, как и века назад, – от собственных родителей. Благодаря такой системе образования традиционные профессии вновь стали престижными. И теперь все больше детей хотят стать оленеводами или промысловиками и жить в тундре, как их предки.

Читайте также Оленеводство в Арктике Без северных оленей людям в тундре не прожить

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ