Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

«Хозяева тундры»: как живет народ «ня»

В Красноярском крае на востоке Таймырского полуострова живет самый северный народ Евразии – нганасаны. По данным последней переписи, их насчитывается всего 862 человека.

20 декабря 2020

Название “нганасаны” народу дали ученые в 1930-х годах. Сами же представители народности называют себя “ня”, что означает «человек». Ученые считают нганасан потомками древних охотников эпохи неолита, живших на Таймыре еще в XV в до н.э.

Нганасанский язык относят к самодийской группе уральских языков. Изначально нганасаны не имели письменности, однако разговорная речь была богата синонимами. Так, только для определения оленя было около 30 понятий. Разные слова использовались в зависимости от возраста животного, его здоровья и принадлежности к какому-либо роду.

В целях сохранения языка был составлен букварь и опубликовано несколько сборников фольклора. Сейчас родной язык дети учат в детском саду и в школе.

В начале XX века нганасаны еще не имели постоянного места проживания и были кочевым народом, но после принятой в советское время программы переселения были построены поселки Усть-Авам, Волочанка, Новая. Сейчас в них проживает большинство нганасан, и лишь небольшая часть (около 100 человек) остается в тундре, ведет полуоседлый образ жизни, занимается охотой и рыболовством.

Основное занятие нганасан сегодня - это сезонная охота на дикого оленя и пушной промысел. Осенью, как правило, мужчины собираются группами в бригады и отправляются на охоту в 100-200 км от дома. Женщины шьют национальную одежду из шкур оленя, изготавливают сувениры.

И сегодня, как и раньше, нгасане активно употребляют в пищу оленину и рыбу. На зиму они также заготавливают вяленое мясо. Из привозных продуктов нганасаны вначале покупали только чай, табак и муку. Долгое время, например, лепешки из пшеничной муки считались деликатесом.

Более четверти нганасан продолжают носить национальную одежду, сшитую из оленьих шкур, с украшением из аппликаций и орнаментов. Нганасаны отмечают древние праздники своего народа - праздник “чистого чума” (в день окончания полярной ночи) и праздник “большого дня” (в день летнего солнцестояния).


Впрочем, сегодня нганасаны живут в обычных домах, а не в чумах, переезжают в поселки, где условия жизни легче, чем в тундре, и есть работа. И все больше и больше отдаляются от традиционного уклада. Некоторые обряды из жизни нганасан уже и вовсе исчезли, как и практика шаманизма. Раньше в каждой общине был шаман, заклинатель духов, предсказатель, лекарь и сказитель, от него зависела судьба племени. В наши дни шаманские песнопения можно услышать лишь в исполнении фольклорных коллективов.

В музеях и на концертах: где познакомиться с нганасанами

В Таймырском краеведческом музее (г. Дудинка) собрано много предметов традиционного быта нганасан, в том числе костюм одного из последних шаманов, предметы культа. Еще в экспозиции музея есть их оружие, бытовые вещи, музыкальные инструменты, украшения, одежда.

Также в Дудинке работает музей самого известного нганасана, художника-графика Мотюмяку Турдагина. В своих работах народный мастер России показывают сцены из жизни племени и рисует красивую северную природу. На многочисленных выставках художника в России и за границей его талант оценен очень высоко.


Есть и большая частная коллекция предметов нганасан у этнографа Олега Крашевского. Олег провел много исследований на плато Путорана. В том числе благодаря его работе государство присвоило плато Путорана статус государственного заповедника. Сейчас он построил базу отдыха рядом с озером Лама (в 150 км от Норильска). Там же находится его частный музей. Олег провел много времени в племенах нганасан, и они передали ему культовые обереги, домашних идолов, предметы шаманского культа, посуду, бытовые вещи. Часть коллекции находится в Таймырском краеведческом музее и Музее Норильска.

В 2008 году создана общественная организация “Союз нганасан”, которая помогает сохранять и популяризировать традиционную культуру народа. Также нганасаны представлены в  Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В 2014 году создана этно-фольклорная группа “Дентэдиэ”. Она исполняет народную нганасанскую музыку в традиционной одежде на родном языке.

Читайте также Арктика: новые стандарты жизни В наступающем году начнется разработка стандартов городской среды в Арктической зоне

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ
20 января 2021 Россия и Япония обсуждают новую концепцию торгово-экономического сотрудничества на Дальнем Востоке и в Арктике

Япония разработала и представила России проект новой Концепции торгово-экономического сотрудничества на Дальнем Востоке и в Арктике. Основные направления международной кооперации в дальневосточном и арктическом регионах обсудили глава Минвостокразвития Алексей Чекунков и чрезвычайный и полномочный посол Японии в России Тоёхиса Кодзуки.

Экономика
18 января 2021 Единый институт развития Дальнего Востока возглавит Эдуард Черкин

Генеральным директором Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) назначен Эдуард Черкин. КРДВ станет основой нового единого института развития, подведомственного Министерству по развитию Дальнего Востока и Арктики вместо ликвидируемых Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АПИ), Агентства по развитию человеческого капитала (АРЧК), а также Фонда развития Дальнего Востока и Арктики (ФРДВ), функции которого передаются его 100% акционеру - ВЭБ.РФ.

Экономика
15 января 2021 Артем Довлатов возглавил Фонд развития Дальнего Востока и Арктики

Артем Довлатов назначен генеральным директором АО «Фонд развития Дальнего Востока и Арктики» (входит в группу ВЭБ.РФ) – заместителем председателя ВЭБ.РФ. Ранее он занимал должность первого заместителя генерального директора ПАО «Государственная транспортная компания» (ГТЛК).

Экономика

Туризм

ПОДРОБНЕЕ