Холодный расчет. Путь арктического СПГ: от добычи к конечному потребителю
Производство сжиженного природного газа в Арктике позволит России включиться в борьбу за первенство на глобальном рынке СПГ
25 сентября 2020Арктический шельф России может стать настоящим золотым дном. Освоение огромных месторождений углеводородов, расположенных за Полярным кругом, позволит российской Арктике стать мировым центром производства сжиженного природного газа.
Этот самый чистый и безопасный из природных энергоносителей называют топливом будущего, и спрос на него растет быстрее, чем на уголь и нефть. Чтобы войти в тройку лидеров глобального рынка СПГ, в России уже реализуются проекты невиданного масштаба и используются технологии, позволяющие эффективно работать в условиях, суровых не только к человеку, но и к машинам. А низкие расходы на производство и привлекательная логистика делают арктический СПГ конкурентным на мировом рынке.
У арктического побережья России сосредоточены гигантские запасы углеводородов. Одного только природного газа в этом регионе десятки триллионов кубометров. Однако климат здесь настолько суров, что промышленное освоение месторождений долго казалось невозможным. Полярная ночь, экстремально низкие температуры, сильные ветра и метели… Лишь к XXI веку появились технологии, достаточно совершенные, чтобы приступить к добыче арктических углеводородов. Одна из таких технологий – производство сжиженного природного газа, СПГ. Она позволяет доставить газ с арктического шельфа за тысячи километров от места добычи.
Первый российский проект мирового уровня по производству СПГ в Арктике реализован на полуострове Ямал, где формируется новый центр газодобычи. Столбик термометра на Ямале может опуститься до -59°С, а среднегодовая температура не поднимается выше -5°С.
Но, несмотря на всю суровость Арктики, природа этого региона очень уязвима. Чтобы не нанести ей ущерб, инновационные технологии используются на каждой стадии процесса: от производства СПГ до доставки его конечному потребителю.
Чтобы получить СПГ, сначала природный газ очищают от различных механических примесей и ненужных компонентов. После предварительной очистки можно приступать к сжижению. Для этого газ нужно сжать и охладить до температуры -160°С, при которой его объем уменьшается примерно в 600 раз.
И здесь у арктических месторождений есть огромное преимущество: за счет низкой температуры окружающего воздуха для охлаждения требуется намного меньше энергии. Производство обходится существенно дешевле, чем в тропиках или субтропиках, где расположена большая часть мирового производства СПГ. Это делает арктический газ конкурентным на мировом рынке.
Сжиженный газ хранят в криоцистернах, где поддерживается низкая температура. А перевозят по морю на специальных судах, оборудованных такими цистернами, – газовозах. Арктика и здесь диктует свои правила: чтобы судно не пострадало во льдах, используются особые газовозы ледового класса.
Но даже такие мощные и прочные суда далеко не всегда в состоянии самостоятельно проложить путь в высоких широтах – нужна ледокольная проводка. Эта проблема решаема: у России лучший в мире ледокольный флот, а главное, есть уникальные компетенции создания атомных ледоколов. Круглый год они могут обеспечить безопасную навигацию по Северному морскому пути.
Севморпуть – самый короткий, а значит, и самый дешевый водный путь из Атлантического океана в Тихий. Но даже кратчайшему маршруту судам предстоит долгое путешествие к покупателям СПГ. Арктические месторождения расположены в 5 тысячах км от ключевых рынков в Азии и почти в 4 тысячах км от европейского трейдингового центра в порту Роттердам. Использовать большие и мощные газовозы ледового класса на протяжении всего пути не рентабельно, дешевле перегрузить СПГ на обычные танкеры.
Поэтому в российских портах уже создаются терминалы по перевалке сжиженного газа. В результате стоимость доставки арктического СПГ до потребителя становится в разы ниже, чем у катарского или американского газа. Поэтому планы потеснить этих крупнейших поставщиков СПГ вполне реальны. К 2030 году Россия намерена реализовать полтора десятка масштабных проектов по сжижению природного газа и увеличить его производство до 120-140 млн тонн в год, что позволит занять 30-40% мирового рынка СПГ.
Сегодня этот сегмент растет намного быстрее всех остальных направлений глобального рынка энергоносителей. Темпы роста потребления природного газа в мире составляют 1,6% в год, а за последние 10 лет спрос на газ вырос на 40%. По прогнозам экспертов, СПГ станет единственным ископаемым источником энергии, доля которого в мировом энергобалансе со временем не сократится, а вырастет.
У СПГ множество преимуществ перед углем и нефтью. Это один из самых чистых природных источников энергии: он не горит, сам по себе не воспламеняется и не взрывается. Любой разлив нефти наносит серьезный ущерб экологии, а СПГ на открытом пространстве и при нормальной температуре возвращается в газообразное состояние и быстро смешивается с воздухом. Стоит ли удивляться, что во всем мире множатся проекты по использованию СПГ в качестве моторного топлива на железнодорожном, автомобильном и водном транспорте.
Уже спущены на воду первые газовые контейнеровозы, нефтяные танкеры, сухогрузы и круизные лайнеры. А российская компания «Совкомфлот» в 2019 году впервые в мире осуществила транзит нефти из Европы в Азию через Севморпуть на судне, работающем на СПГ. Теперь эффективность и безопасность судоходства в Арктике на сжиженном газе доказана на практике. Неуклонно ужесточающиеся экологические требования могут сделать СПГ основным топливом в северных морях.
Читайте также Арктическая уборка: на суше и под водойК «генеральной уборке Арктики» подключился «Росатом»Сегодня основными покупателями СПГ являются азиатские страны, во главе с Японией и Китаем. Однако многие уже готовятся пополнить этот список: СПГ рассматривается как приоритетная технология импорта природного газа целым рядом стран. Если Россия войдет в тройку крупнейших производителей СПГ в мире, это сделает ее одним из лидеров глобального рынка энергоносителей. Россия уже является крупнейшим в мире экспортером трубопроводного газа и вторым поставщиком сырой нефти. А освоение арктических запасов поможет включиться в борьбу за первенство на мировом рынке.